Упражнения на развитие чувства ритма.
«Дятел» — средний возраст
Педагог проговаривает текст с ритмическим выстукиванием:
Тук, тук, тук-тук-тук,
Мы в лесу слыхали стук.
Тук, тук, тук-тук-тук,
Это дятел сел на сук.
Педагог задает ритмический рисунок, дети повторяют.
«Песенки — ритмы» — младший возраст
Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.
Лошадка
Вот лошадка — тонконожка,
Скачет, скачет по дорожке.
Звонко цокают копытца,
Приглашают прокатиться.
Цок-цок-цок (дети прохлопывают)
Воробушки
Стало солнце пригревать,
Вьют птички гнездышки.
Любят песни распевать бойкие воробушки,
Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик. (дети прохлопывают)
Неваляшки
До чего же хороши неваляшки-малыши,
Низко наклоняются, звоном заливаются.
Дили-день, дили-день. (дети прохлопывают)
Могут кланяться весь день,
Вам поклон и нам поклон
Дили-дон, дили-дон. (дети прохлопывают)
«Ежик и барабан»
Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик,
Бум — бум — бум!
Целый день играет ежик,
Бум — бум — бум!
С барабаном за плечами,
Бум — бум — бум!
Ежик в сад попал случайно
Бум — бум — бум!
Очень яблоки любил он
Бум — бум — бум!
Барабан в саду забыл он
Бум — бум — бум!
Ночью яблоки срывались
Бум — бум — бум!
И удары раздавались
Бум — бум — бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум — бум — бум!
Глаз до зорьки не сомкнули
Бум — бум — бум!
Учитель говорит:
Дятел сел на толстый сук
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Всем друзьям своим на юг
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Телеграммы дятел шлет,
Что весна уже идет,
Что растаял снег вокруг:
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Дятел зиму зимовал,
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: В жарких странах не бывал!
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: И понятно, почему,
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.
Дети: Тук да тук, тук да тук!
«Шумит оркестр»
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.
Кыш — кыш (свободное движение рук)
Хлоп — хлоп (в ладоши)
Шлеп — шлеп (по коленям)
Топ — топ ( ноги поочередно)
Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.
«Ритмическое эхо»
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.
«Хлопот в такт»
Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.
«Музыкальные топотушки»
Ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить длительности.
«Перевертушки»
На эти слова должны быстро повернуться.
Ой, чки, чки, чки, огурчики.
Ложки, плошки, поварешки. Перевертушки.
«Сыграй, как я»
Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики.
Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 — 7 звуков, сыгранных на любом из вышеперечисленных инструментах.