<font face="Georgia, serif">Дубовец Татьяна Вячеславовна</font> (высшее образование, без квалификационной категории, стаж - более 15 лет) |
Сильченкова Людмила Феликсовна (среднее специальное образование, І квалификационная категория, стаж - более 20 лет) |
«Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить»
В современном мире, когда вокруг маленького человека столько соблазнов, только родители способны и должны оградить его от вредных привычек, неправильного питания, пассивного, малоподвижного образа жизни и других опасных факторов, сокращающих человеческую жизнь.
Если вы, родители сейчас уделите достаточно внимания здоровью своего ребенка, то в будущем он обязательно оценит вашу заботу и внимание о нем, он навсегда будет вам благодарен за самый важный подарок в жизни каждого человека- здоровье…
Уважаемые родители не забывайте, что ключ к успеху в укреплении и сохранении здоровья вашего ребенка - в разумном физическом, интеллектуально-личностном развитии.
Оздоровление малыша должно включать в себя различные компоненты, совокупность которых можно назвать как «здоровый образ жизни» ребенка. Здоровье ребенка обеспечивается с помощью организации здорового образа жизни, компонентами которого являются:
- физическое здоровье ребенка (закаливание, правильное питание, режим дня, гимнастика, подвижные игры, личная гигиена и др.)
- психологическое здоровье ребенка (интерес, желание, потребности, эмоциональный комфорт)
- социальное здоровье (поведение, общение, опыт, практика)
- нравственное здоровье (здоровый образ жизни, дружба, доброжелательность, сотрудничество)
- интеллектуальное здоровье (навыки, знания, способности, умения)
Вот эти все компоненты нужно внести в жизнь ребенка, чтобы сохранить и укрепить здоровье малыша. Рациональная организация двигательной активности - важное условие для роста и развития детского организма, ведь чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. Нагружая мышечную систему, мы не только воспитываем ребенка сильным и ловким, но и развиваем его внутренние органы, сердце, легкие, таким образом, напряженная работа скелетно-мышечной система ведет к совершенствованию всех органов и систем, делает организм ребенка особенно прочным, а главное здоровым.
Уделите внимание психическому здоровью - ведь счастлив тот ребенок, которому комфортно и уютно.
Режим дня ребенка, должен быть стабильным, гибким и динамичным, должен предусматривать разнообразную деятельность ребенка с учетом состояния здоровья детей и возрастных особенностей. Родители и педагоги мы не должны забывать, что нужно создавать такие условия, которые бы удовлетворяли детское любопытство. У детей должна быть насыщенная разными событиями жизнь! И тогда вашему малышу времени болеть просто не будет…
Обязательно нужно уделить внимание эффективному закаливанию, в коже ребенка заложено огромное количество нервных окончаний, воздействие на них благотворно повлияют на всю нервную систему, а через нее и на все органы. Закаливание поможет улучшить деятельность нервной системы, сердца, обмен веществ, аппетит, организм ребенка адаптируется к окружающей обстановке, повысится сопротивляемость к заболеваниям.
Спорт должен стать неотъемлемой частью любого человека, заботящегося о своем здоровье, поэтому малыш должен видеть пример родителей. Не стоит целый день проводить за компьютером или телевизором, а лучше погуляйте с ребенком, покатайтесь на велосипеде, или лыжах, при нормальном состоянии ребенка можно определить в спортивную секцию, танцы, хоккей- все зависит от потребностей и желания родителей и ребенка. Главное нужно помнить, чтобы вы не выбрали, важная задача - поддерживать детский организм в нормальном физическом состоянии и сохранять здоровье малыша.
Забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни, как в семье, так и в детском саду.
Ведь здоровый ребенок сегодня - наше успешное завтра!
«Вместе весело шагать…»
Консультация для родителей о совместном с детьми активном отдыхе
Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является ТУРИЗМ. Туризм служит надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю. Сочетание всех основных составляющих полноценного отдыха (двигательной активности, благотворного воздействия природных факторов, познавательности, разнообразия впечатлений, общения с новыми людьми и т. п.) делают туризм одной из самых привлекательных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска.
Семейные туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велосипеде, на лыжах) способствует совершенствованию такого ценного оздоровительного качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной профилактики массовых сердечно – сосудистых и респираторных заболеваний.
Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение. Совместные походы и поездки расширяют кругозор ребенка. формируют первичные представления об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.
С приобретением опыта походной жизни у дошкольников формируются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костер, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др.)
У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения. Таким образом, семейный отдых в выходные и отпускные дни в форме туристических прогулок и походов имеет целый ряд компонентов : физкультурно – оздоровительный, социально – коммуникативный, эмоционально – психологический, эстетический, познавательный и прикладной .
Первый вопрос, с которым сталкивается большинство семей, планирующих свои выходные дни и отпуска, это с какого возраста уже можно брать детей в поход.
Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с трех – четырехлетнего возраста. Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке, во время отдыха на даче.
Предлагая детям преодолевать простейшие препятствия. Следующим этапом могут быть однодневные туристические прогулки в лес. И уже после того, как дети приобретут элементарные знания и некоторые туристические умения, их можно брать в двух – и многодневные походы.
Следующий вопрос, с которым сталкивается семья, это необходимость определения состава группы. Наиболее оптимальным является объединение двух – трех семей, в составе которых есть один – два ребенка. Хорошо если в группе имеются дети – ровесники. В этом случае гораздо легче организовать детское общение и отдых на привалах.
Прежде чем отправиться в поход, необходимо тщательно подготовиться
Первое – это определение цели похода и маршрута.
Обычно в походах выходного дня ставятся следующие цели:
*оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально – психологическое оздоровление);
* спортивно – тренировочные (повышение спортивной квалификации, физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, тактике действий в экстремальных ситуациях, подготовка к участию в категорийных маршрутах);
*познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями);
*развлекательные (игры, лотереи, соревнования, конкурсы поваров, знатоков природы, музыкальные и т. п.);
*практические (сбор грибов, ягод, орехов, ловля рыбы);
*эстетико – романтические (художественно – творческая деятельность на природе: рисование, сочинительство и т. п., встреча и общение с друзьями).
Второе – обсуждение маршрута. Третье – готовность к походу (личное снаряжение, групповое снаряжение, питание, продумывание организации свободного времени на привале).
ИГРЫ – ЭСТАФЕТЫ И СОРЕВНОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ
«СЕМЕЙНАЯ ИГРА – ЭСТАФЕТА»
Принимают участие две – четыре семьи, каждая из трех человек: мама, папа и ребенок; маму или папу может заменить старшая сестра или брат. На линии старта размещается мама с ребенком, а папа располагается на середине пути, Участники выполняют следующую цепочку действий:
по команде начинают бег мама с ребенком, взявшись за руки (10 м.)
ребенок пролезает между ног у мамы; мама приседает на корточки, а ребенок перепрыгивает через нее способом, ноги врозь, (по типу игры в чехарду) 2 раза подряд;
держась за руки бегут по бревну до папы;
бег папы с ребенком на плечах и ведение мяча ногой между расставленных на расстоянии одного метра рюкзаков (3 м.) туда и обратно;
бег по прямой друг за другом, держась за плечи впереди бегущего игрока (ребенок бежит первым) .
«ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ»
(общая протяженность - 10 м.), КОЧКИ, (прыжки с кочки на кочку, стараясь не попасть в болото), НЕ НАМОЧИ НОГИ, (ходьба по бревну) , ПРЫЖОК ЧЕРЕЗ РОВ, (ширина около метра) , ВОЛЧАТНИК, (подлезание по – пластунски под натянутую между колышками веревку), КТО БЫСТРЕЕ, (бег в обратном направлении по прямой) с передачей эстафеты следующему игроку.
«ЧЕЙ ПРЫЖОК ДАЛЬШЕ»
Участниками этой игры могут быть взрослые и дети любого возраста.
Соревнования можно организовать между семьями или смешанными командами, если силы не слишком равны.
Первый член команды осуществляет прыжок в длину с места от намеченной линии, на его следы становится следующий игрок и прыгает дальше и т. д., включая последнего игрока. Выигрывает та команда, длина коллективного прыжка которой больше.
И Г Р Ы Д Л Я Д Е Т Е Й
«ТОЧНЫЙ ГЛАЗОМЕР»
(игра для детей 7 – 9 лет)
Участникам предлагается на глаз определить количество шагов до куста, дерева, палатки и т. п. Ответы проверяются. Победители получают звание, Острый глаз.
«НЕ ЗАБЛУДИСЬ»
(игра для детей 5 – 8 лет)
Дети делятся на две и более разновозрастных команды (в каждой не менее 2 человек). Каждая команда получает определенное название, например, Волчата, и, Зайцы, (можно обозначить цветом, порядковым номером). По маршруту длиной около 200 метров в укромных местах (под кустом, на дереве, с обратной стороны пня, под бревном и т. п.) развешиваются 8 – 10 карточек с обозначением названия команды. По сигналу ведущего команды начинают движение по заданному маршруту. Побеждает та команда, которая придет к финишу за минимальное время и соберет все карточки.
«САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»
(игра для детей 4 – 7 лет)
Взрослый маскирует на поляне 10 – 15 предметов (обувь, бейсболки, мяч, ракетки и т. п.). Затем сообщает об этом участникам. Когда будет найден последний предмет, игра закончится. Затем роль ведущего можно поручить кому – то из детей.