«Советы: по автоматизации у детей поставленных звуков речи на занятиях и в режимных моментах»
Развитие речи, автоматизация поставленных звуков и вообще в целом успешность коррекционно-развивающего обучения детей зависит от участия в нем как логопеда, так и воспитателя. Логопед, проводя подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми по развитию речи, не может уследить за речью каждого ребёнка: во время игр, на занятиях, на прогулке. Именно воспитатель следит за речью детей, закрепляя пройденный материал на своих занятиях, в играх, различных режимных моментах. В свою очередь логопед может подсказать те или иные приёмы.
Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и автоматизация звука.
Что включает в себя подготовительный этап?
Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходит артикуляционная гимнастика.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с воспитателями.
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Виды артикуляционных упражнений:
• Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
• Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).
• Движения для губ и щек (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Хоботок, Бублик).
Пропускаем этап постановки звука.
Что такое автоматизация звуков?
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Автоматизация звука - это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка.
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи. Легче, доступнее всего это происходит в режимных моментах: в игре, игровых упражнениях, пальчиковых, речевых, малоподвижных, дидактических играх.
Как только учитель-логопед вызвал у ребенка нужный звук, начинается этап автоматизации. У разных детей он проходит по-разному.
Обычно свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'] и шипящие [ш], [ж] автоматизируются вначале в прямых слогах, потом в обратных (са — прямой слог, ас — обратный), а затем в слогах со стечением согласных (ста, сна...).
Звуки [ц], [ч], [щ] — наоборот: сначала в обратных, а затем в прямых слогах. Звук [л] можно начинать автоматизировать как с прямого слога, так и с обратного. Здесь нужно руководствоваться индивидуальными особенностями ребенка.
Звук [р] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
Успехи ребенка будут во многом зависеть от совместной работы учителя-логопеда, воспитателя и родителей.
Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному. Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие.
При автоматизации звука в слогах когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей предлагаю использовать.
Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;
«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог. Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.
«Цветок». Заданный слог проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал, слог.
«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог.
«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог.
«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.
Очень помогают в работе по автоматизации слога и слова игры с предметами, шариками, лентами, колокольчиком, с мячами, «Волшебная палочка», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.
«Песочные часы». Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).
«Колокольчик». Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Педагог оценивает правильное произношение звоном колокольчика.
«Шарик». Во время произнесения слога дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.
«Лабиринт». По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая звук.
«Заборчик». Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.
Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
«Бусы». Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
«Счеты». Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.
«Тихо-громко». Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.
«Ступеньки» 1 в. Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог, слово. 2 в. Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или кирпичиков. Задание остается прежним.
Для закрепления звука в словах можно рекомендовать такие приемы работы, как:
1. Называние предметных картинок.
> Выделение изучаемого звука из слова, указание его места в слове (в начале, в середине, в конце).
> Игра «Поставь картинку к схеме»: определение количества слогов в слове.
> Игра «У кого больше картинок». Играющие получают картинку только при условии правильного произнесения нужного слова.
> Игра «Что пропало». На столе выкладывается ряд картинок. Ребенок называет их и запоминает, затем закрывает глаза, а воспитатель убирает одну картинку. Ребенок должен определить, какую картинку убрали.
> Из ряда картинок нужно выбрать и назвать только те, про которые можно сказать мой, моя, мое.
> Игра «Один — много». Взрослый говорит слово «сок» и спрашивает: «А если много, то как скажем?» (Соки.)
> Выбрать из стопки картинки на заданный звук.
Для закрепления звуков в предложениях и текстах можно рекомендовать следующие игры:
> Назвать картинку и составить предложение (отвечая на вопрос воспитателя или самостоятельно).
> Дополнить начатое воспитателем предложение.
> Исправить предложение «Цепь сидит на собаке».
> Составить предложение из слов книга, полка, лежать, на (по картинке и на слух).
> Заучивание кратких стихов, загадок, чистоговорок.
Пересказы кратких рассказов, сказок.
> Составление рассказов по сюжетной картине, серии картинок.
> Составление описательных рассказов.
> Театрализованные игры
Можно придумать много других игр, способствующих закреплению звуков.
Если ребенок нуждается в дифференциации звуков, то эта работа проводится в той же последовательности, как и при автоматизации: вначале звуки дифференцируют в слогах, затем в словах, потом во фразе.
Игры и приемы работы по дифференциации звуков:
1. Игра «Телеграф». Повтори слоги: са-ша-са, со-шо-со и т. д.
2. Повтори слова парами: мышка — миска, касса — каша.
3. Составление предложений со словами, имеющими сходные звуки.
4. Заучивание стихов.
5. Пересказы рассказов.
ПРИЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ ДЕТЕЙ
Следует помнить, что ребенок не сразу начнет произносить поставленный звук. Для этого нужен постоянный речевой контроль со стороны взрослых и самоконтроль, который у детей необходимо формировать. Для автоматизации звуков и введения их в речь можно использовать приемы контроля.
Учитель-логопед и воспитатель должны нацеливать ребенка на контроль за собственным звукопроизношением («Следи за звуком [ш]!», «Следи за звуками!» и т. д.). Чувствуя, что сейчас ребенок назовет слово с закрепляемым звуком неправильно, нужно предупредить ошибку взглядом, мимикой (нахмурить лоб, сделать удивленное или расстроенное лицо), артикуляционной или ручной подсказкой ([с] — губы в улыбке или кисть руки внизу, [ш] — губки хоботочком или кисть руки поднять вверх).
Чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоционально положительного настроя, можно давать установки на контроль с отсрочкой. Сначала выслушать ребенка, а потом попросить еще раз рассказать эту же историю для другого ребенка группы.
(«Расскажи для него эту историю, но помни, что ты должен следить за звуком [с]».)
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.
Источник: