Консультация для родителей
"Роль музыки в патриотическом воспитании"
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования».
Аристотель
Детский фольклор - дорога к духовности формирует чувство патриотизма
Детский фольклор относится к тому виду творчества народа, который обязательно входит в жизнь каждого человека, колыбельные, пестушки, считалки, игры заклички, немудреные песенки – всё из чего складывается детский фольклор, сопровождает человека в детстве, утешает и забавляет его, даёт первые самые простые знания, вызывает творческую фантазию и способствует формированию и росту духовности. Фольклор – яркое свидетельство заботы народа о воспитании новых поколений, его духовности Это кладовая настоящей поэзии, тот животворный ручеёк, прикоснувшись к которому, человек делает первые шаги по дороге к духовности, к искусству.« Первые примеры детского фольклора были записаны ещё в начале 19 века, сам термин детский фольклор не использовался в фольклористике.
Произведения, которые этнографы называли «детскими песнями», колыбельными, потешками и т.д. печатались в фольклорных сборниках рядом с обрядовой поэзией, чаще всего обращались к песням, которые отражали рождение ребёнка и крестины.
Детский фольклор объединяет все виды народной поэзии сочиненной взрослыми для детей и творчество самих детей.
Одни произведения имеют цель укачать ребёнка, другие сочиняются, чтобы развеселить, утешить, подбодрить; одни предназначаются, чтобы организовать подвижные игры, другие заинтересовывают своей речевой организацией. Но объединяет их всех то, что корнями своими уходят вглубь народных традиций и обрядов. Их знание, прикосновение к ним и есть источник духовного богатства народа.
И, первое, что слышит ребёнок – это колыбельная, которая исполняется мамой или воспитателем, няней около колыбели ребёнка, чтоб скорей успокоить малыша, усыпить его. Повседневная потребность в колыбельной, предвосхищала их жизненность и активное существование, как в прошлом, так и в наше время.
Проходят годы, пролетают столетия, сменяются социальные формации, условия жизни, но навсегда остаётся нежность к маленькому ребёнку, остаются заботы о его воспитании, материнская любовь. Поэтому колыбельная всегда являются самым популярным жанром, которые есть в каждой семье.
ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ
Произведения народного творчества
Ранний возраст: «Мышка –мышка, дзе была» б.н.м, «Ладкi-ладком” Рэмiзоуска«Калыханка» Цiкоцкага, «Ходзiць кот па сенажацi» б.н.м., «Цяу –цяу» Альхiмовiч, «Курачка» Галкиной, «Пеунiк» Рамiзоускай, «Ласкавае сонейка» Чыркуна, «Ой, вясна, ой, вясна»б.н.м. «Люлi –люлi, калышу» б.н.м.
Младший и средний возраст3 –4 –5 : «Андрей –варабей», «Сарока», «Зайка», «Божая кароука», б.н.м;. «Бегау зайка шэранькi»обр, Вагнера, «Чэ-чэ-чэ, сарока» б.н.м.,»Пеунiк» муз.Рэмiзоускай, «Заiнька» Туранкова, «Вось якi мурлыка»обр.Камiнскага, «Мамачка –сонейка», «Пушысты камячок», Жабко; «Адмарозiу лапкi» Альхiмовiч, «Прыляцелi птушкi» Рэмiзоускай, «Птушкi» Чыркуна, «Вясновые днi» Альхiмовiч, «Ласкавае сонейка» Чыркуна, «Мамин голас» Сядых, «Усiм, Надзейка, раскажы» б.н.п., «Чы-чы-чы, верабей» обр.Пукста
Старший возраст: «Сядзiць камар на дубочку» обр.Рашчынскага, «Залатая восень» Жабко, «Песенька пра вожыка» Пукста, «Купалiнка»б.н.п. «Пасеялi дзеукi лён» б.н.п., «Белая Русь» Елiстратавай, «Я iду па Мiнску» Елiстратавай, «Рэчанька» б.н.п., «Грыбны дожджык» Сярых, «Каляды», «Щчодры вечар»б.н.п., «Сонейка усмешачкi» Жабко, «Выхавацелька» Галкiнай, «Гэй ты, воучанька»б.н.п., «Кума, мая кумачка»б.н.м. «Гуканне вясны» Рэмiзоускай, «Го-го-го, каза» б.н.п. «Падушачка»б.н.п «Гарлачек»б.н.п., «Каза» б.н.п.
КАЗА
Беларуская народная гульня
Як пайшла наша каза ды па ельнiчку дзецi водзяць карагод, каза-вядучая ходзiць у сярэдзiн
Хлопцау, дзевак сабiраць на бяседачку.
«Выбiраю я цябе» каза падыходзiць да каго-небудзь,бадае
«Ме» дзiця, якога выбрала каза, чапляецца за яе.
«1,2,3, гоп» усе падскокваюць
Гульня праводзiца 4-5 раз, потым каза гаворыць:
«Выбiраю я усiх»
«1,2,3, гоп» усе падскокваюць I чапляюцца за казой, музыка гучыць хутчэй.Дзецi тапатушкамiiдуць за казой, потым усе падаюць.
ПАДУШАЧКА
Падушачка, падушачка мая пухавая. Двое дзетак трымаюць у ру-
Малодачка, малодачка мая дарагая. ках падушачкi, ходзяць памiж
Каго люблю, каго люблю, дзяцей, выбiраючы сабе пару.
Таго пацадую,
Падушачкую падушачку
Таму падарую. Працягвае падушачку, кладуць
Яе памiж iлбамi. Танчаць так,
каб падушачка не звалiлась, рукамi да падушкi не кранаюцца.
ГАРЛАЧЫК
За гарлачык гэты, дзецi водзяць карагод, дзiця з гарлачыкам
Дай зусiм нам крышку, I лыжкай-у сярэдзiнекормiць усiх кашай
Каб нiколi не хварэць
Манай кашы лыжку. На другi раз працягвае лыжку памiж дзецьмi. Тыя дзецi, памiж кiм знаходзiцца лыжка, бягуць вакол карагода насустрач адзiн аднаму.Хто хутчэй возьме лыжку, той
перамог.
МЯДЗВЕДЗЬКА
Ты, мядзведзька, расскажы,
Спрытна усiм нам пакажы,
Як бабуля (дзяучынка, дзядуля, хлапчукi, жабкi, конiк I г.д) скача
Дзецiразам з мядзведзям ходзяць, потым паказваюцю хто як скача.
БОЖАЯ КАРОУКА
Божая кароука, што заутра будзе?
Дождж,цiпагода, пень цiкалода.
Пагода, ляцi, дожджык, сядзi
дожджык, дожджык секанi,
Дзетак з поля праганi. дожджык даганяе дзетак
АРКЕСТРЫК
У аркестры мы гуляем ды бацькоу усiх забауляем
МIКIТА
Мiкiта на дудцы грае, усiх дзяце1 ён забаауляе.дзецi водзяць
Мiкiта, Мiкiта, так I гэтак Мiкiта карагод.Вядучы у сярэдзшне
1, 2, 3 бяры. Працягвае памiж кiм-небудзь дудку, тыя бягуць у розныя бокi вакол карогода. Хапаюць дудку. Хто першый, той
пераможац.
ПЕВУНОК Муз. Багуслаускай
-
Ку-ка-рэку, певунок, дзе пашыу ты кажушок?
«Сам пашыу , сам надзеу ды у люстэрка паглядзеу»
-
«Сам пашыу я, сам надзеу ды у люстэрка паглядзеу,
Буду песенькi спяваць, разам з лiскай танцаваць»
Подготовила: музыкальный руководитель высшей категории В.Н. Евтихова
http://ddu432.minsk