Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Развитие речевого дыхания

Дата: 18 декабря 2016 в 19:48, Обновлено 18 декабря 2016 в 20:13
Автор: . .. ..
     Дыхание — одна из самых важных функций организма. Сегодня разработаны специальные дыхательные практики, которые направлены на использование скрытых резервов организма, раскрытие его потенциала, повышение работоспособ­ности. Однако в специальной литературе недостаточно сведений относительно того, что мы можем изменить, используя различные приёмы осознанного управления дыхательными процессами.
    Развитие речевого дыхания — важнейший раздел в системе коррекционной работы практически при любой речевой пато­логии: заикании, дизартрии, ринолалии, нарушениях голоса, дислалии. И хотя при каждом речевом нарушении имеется своя специфика деятельности, общим является выработка навыков плавного, длительного, целенаправленного выдоха. Я провожу занятия, направленные на развитие речевого дыхания, с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, с целью активизации их мыслительной деятельности, развития мелодико-интонационной стороны речи, закрепления лексических тем и грамматических категорий и для стимуляции интереса к занятиям.
     Работа над развитием речевого дыхания должна проводиться систематически, последовательно, с учётом речевой патоло­гии, а с детьми дошкольного возраста — в игровой форме. Я собрала и систематизировала свой 20-летней опыт работы с детьми-дошкольниками, имеющими различную речевую патологию.
     Основные задачи работы по развитию речевого дыхания:
  • формирование навыков правильного речевого ды­хания;
  • укрепление мышц лица и грудной клетки;
  • профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
  • повышение умственной работоспособности де­тей;
  • нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи; закрепление лексических тем и грамматических категорий;
  • стимуляция интереса к занятиям.
     Также дыхательные упражнения улучшают осанку, стимулируют движения диафрагмы, улучшают крово­обращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем.
     Дыхание — акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания. Но с другой стороны, дыхание — процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуко­вым) и требует специальной подготовки.
     В чём отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газо­обмена в человеческом организме. Вдох и выдох со­вершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания — вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Требуется большее количество воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний го­раздо длиннее вдоха (в соотношении 1:10, 1:15). После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшно­го пресса, а затем —длинный звуковой выдох. Последо­вательность речевого дыхания — вдох, пауза, выдох.
     Дышать надо обязательно через нос. Привычка дышать ртом вредна, приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), дыхательной системы. Носо­вое дыхание предохраняет горло и лёгкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует лёгкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос и в обыденной жизни, и при выполнении дыхательных упражнений. На малых же паузах добор воздуха делается ртом, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через длинный узкий носовой проход невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей делать вдох ртом через немного приоткрытые губы (лёгкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая воздух воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ла­донь, если её положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.
     Звуки речи образуются при выдохе. Поток выдыхаемо­го воздуха попадает из лёгких в гортань через трахею (дыхательное горло) и оттуда — в ротовую полость, про­ходя при этом через голосовые связки, расположенные поперёк гортани и разделённые между собой голосовой щелью. Голосовые мышцы под влиянием импульсов го­ловного мозга приводят в движение связки, которые ко­леблют проходящий через них воздушный поток и созда­ют звуковые колебания. Артикуляционные мышцы под воздействием импульсов из головного мозга сокращают­ся, и звуковые колебания превращаются в звуки речи.
     Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для по­становки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования.
     Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-рёберного дыхания является тренировка длительного выдоха (а не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха), тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно, сразу же после вдоха. Расслабление их должно проис­ходить постепенно, по мере надобности. Для выработки такого типа дыхания ниже приводятся учебно-трениро­вочные упражнения, проводимые с детьми дошкольного возраста в игровой форме.
     Регулярные тренировки в замедленном дыхании явля­ются хорошим средством для повышения силы саногенетических (защитных) механизмов, предохраняющих
мозг от недостаточного кровоснабжения. Замедление и задержка дыхания, сопровождающаяся снижением со­держания кислорода и повышением углекислоты в крови, приводит в действие соответствующие механизмы, включая рефлекторное расширение сосудов и увеличение мозгового кровотока.
     Речевое, диафрагмально-рёберное дыхание, при ко­тором вдох короткий, а выдох длительный, как раз и тренирует эти саногенетические механизмы, тем самым играя физиологическую роль в повышении умственной работоспособности.
     Различают статические и динамические дыхательные упражнения.
     Статические дыхательные упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровожда­ются лёгкими движениями. Цель таких упражнений — вы­работка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение речевого диафрагмально-рёберного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлинённого выдоха.
     Динамические дыхательные упражнения связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туло­вища и включают элементы лечебной физкультуры.
Известно, что в процессе лечебной физкультуры про­исходит перестройка нервной системы по типу образо­вания условного дыхательного рефлекса. Кроме того, физические упражнения положительно влияют на на­строение и эмоции ребёнка, вызывают чувство радости, бодрости, создают более уравновешенное нервно-пси­хическое состояние. У детей быстро создаются новые условно рефлекторные связи, подавляются патологиче­ские рефлексы и восстанавливается нервная регуляция процессом дыхания.
     Регулярные упражнения по развитию речевого дыха­ния, проводимые дефектологом на занятиях и воспита­телями в группе, обеспечат нормальное звукопроизношение, создадут условия для поддержания громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности, а также они укрепят здоровье ребёнка, повысят его умственные способности.
При проведении дыхательной гимнастики необхо­димо соблюдать следующие условия:
  • не переутомлять ребёнка, т.е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений;
  • следить, чтобы грудь не переполнялась воздухом, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею;
  • все дыхательные упражнения должны проводиться до еды в хорошо проветренном помещении.
     С каждым занятием задания должны несколько усложняться. С коррекционно-воспитательной целью может быть использован соревновательный компонент.    
     При этом всегда необходимо создать для детей ситуацию успеха.
     Работа над развитием речевого дыхания делится на два этапа:
этап — выработка направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения звуков.
этап — тренировка продолжительности речевого дыхания и умение на одном выдохе произнести фразу, состоящую из 3—6 слов.
     Работу над развитием речевого дыхания с дошколь­никами лучше проводить в игровой форме. Это обе­спечит более высокий уровень активности детей на за­нятиях.
ВЫРАБОТКА НАПРАВЛЕННОЙ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ
 «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛПАЧКИ»
Материал: разноцветные бумажные колпачки.
Предварительно дети называют цвет каждого из колпачков, которые вы­ставляются в ряд на столе. Один ребё­нок присаживается к столу и дует на тот колпачок, который называет ведущий (2—3 колпачка). Колпачки снова вы­страивают в ряд, так играют все дети.
 «ВЕСЁЛЫЕ КЛОУНЫ»
Материал: два колпачка-клоуна; кубики, кирпичики для построе­ния арены цирка.
На маленьком столе из кубиков или кирпичиков дети строят арену цирка. Педагог вызывает их попарно. Они садятся на стульчики перед сто­лом друг против друга. В противопо­ложном конце арены ставятся колпач­ки-клоуны. Двое детей дуют на кол­пачки, остальные ребята комментиру­ют (клоуны передвигаются, падают, веселятся).
 «МАШЕНЬКА»
Материал: колпачок-девочка; деко­рации леса: ели, берёзы и т.д., выпол­ненные из картона и раскрашенные, — все деревья на подставках.
На стол выставляется декорация леса. На некотором расстоянии от неё ставится колпачок-девочка. Вызыва­ется ребёнок, он садится за стол и медленно дует на колпачок. Остальные дети комментируют: (Машенька в лес пошла, к лесу подошла, в лес зашла, из леса вышла). Затем дует другой ребё­нок и т.д.
«ИГРУШКИ-ЗВЕРУШКИ»
Материал: колпачки-зверушки: лиса, волк, медведь, заяц, лягушка, мышка; декорации леса (те же).
Дети называют колпачки-зверушки и ставят их на некотором расстоянии от декорации леса. Вызывается один ребё­нок, он дует на колпачок-зверушку, стараясь приблизить его к лесу. Осталь­ные дети комментируют (волк в лес по­бежал). Затем вызывается следующий ребёнок, он дует на другой колпачок-зверушку. Остальные дети комменти­руют (лиса в лес побежала и т.д.).
 «ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК»
Материал: теремок с открывающей­ся дверью, выполненный из картона, ярко раскрашенный, стоящий на под­ставке; колпачки-зверушки (те же).
Теремок устанавливается на ма­леньком столике. Дети повторяют сюжет сказки. Затем каждый выбира­ет себе героя — колпачок-зверушку и называет его (это мышка-норушка, это лягушка-квакушка и т.д.). Рас­сказчик (им может быть ребёнок) начинает рассказывать сказку, походу которой каждый из детей при­саживается к столу и дует на своего героя так, чтобы он попал в дверку теремка.
«КОЛОБОК»
Материал: алюминиевый или дере­вянный желобок; жёлтый пластмассо­вый шарик; колпачки-зверушки: заяц, волк, медведь, лиса.
Рассказывается сказка «Колобок». При словах «... и покатился Колобок дальше» один из детей дует на шарик, который при этом катится по желобку. В конце желобка Колобок встречает очередного героя сказки — колпачок-зверушку. Сказка продолжается, но в следующий раз на шарик дует другой ребёнок.
Первые шесть игр проводятся с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезает­ся на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса молено вста­вить голову любого животного, клоуна, девочки и т.д., выполненных также из бумаги и раскрашенных. Игры с использованием колпачков направлены на воспитание плавного, длительного целенаправленного выдо­ха, уточнение словаря, закрепление грамматических форм, развитие связной речи.
 «ВЕТЕР, ВЕТЕРОК»
Материал: деревянная стойка с меняющейся по длине и высоте в за­висимости от роста детей и их количе­ством планкой, на которую на нитке длиной 10 см вывешиваются предме­ты, выполненные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные в соответствии с изучаемой темой:
листочки кленовые (красные, жёлтые, зелёные и т.д.) — «Листопад»;
листочки дубовые, липовые, бе­рёзовые, кленовые и т.д. — «Относи­тельные прилагательные»; снежинки — «Снегопад»;
фигурки птиц (скворцы, грачи, жаворонки и т.д.) — «Перелётные птицы»;
фигурки птиц (вороны, голуби, воробьи, синицы и т.д.) — «Зимующие птицы»;
фигурки бабочек, жуков, стрекоз и т.д. — «Насекомые»;
ромашки, колокольчики, василь­ки и т.д. — «Полевые цветы»;
розы, тюльпаны, гвоздики и т.д. — «Садовые цветы»;
шарики разноцветные — «Основ­ные цвета»;
флажки разноцветные — «Оттеночные цвета».
Сначала дети вспоминают названия вывешенных на стойке предметов. Проводится работа по закреплению лексич. тем и грамматич. категорий. Затем начинается игра.
1 вариант. Дети садятся на стуль­чики, каждый — напротив вывешенно­го на стойке предмета (предмет на­ходится на уровне рта ребёнка). По сигналу дуют на него. Чей предмет полетит дальше, тот и вы­играл. Повторить с перерывом 3—4 раза.
2 вариант. Вызываются двое детей. Один из них — ведущий. Он называет какой-нибудь вывешенный на стойке предмет. Другой ребёнок дует на него. Если он выполняет задание правильно, то становится ведущим. В игре при­нимают участие все дети.
«ЗАБЕЙ МЯЧ В ВОРОТА»
Материал: двое ворот шириной 10 и 15 см (их можно заменить кубика­ми); табло с вставляющимися в него цифрами или красными кружками; мячик — ватный шарик.
На противоположный от детей край стола ставятся ворота, рядом с ними — табло. Ребёнок приседает перед столом и поддувает на ватный шарик до тех пор, пока он не попадёт в ворота. Если это удаётся, то на табло появляется красный кружок или соответствующая цифра, которую он может выбрать и вставить в табло сам. Затем дует другой ребёнок, счёт забитых мячей увеличивается. В игре принимают участие все дети. Для усложнения игры ставятся более узкие ворота.
 «ВЕТЕР»
Материал: «дерево» на подставке, крона которого - разноцвет­ные полоски бумаги.
«Дерево» ставится на маленький столик. Ребёнок присаживается к столу и 2—3 раза с перерывом дует на его крону, т.е. на полоски бумаги, изображая ветер.
 «КОРМУШКА»
Материал: деревянная кормушка, в центре которой за нитку длиной 10 см прикреплена фигурка птички, выпол­ненная из бумаги и раскрашенная.
Кормушка с птичкой ставится на стол. Ребёнок присаживается к нему (птичка находится на уровне его губ) и дует на неё. Она при этом вылетает из кормушки. Ребёнок перестаёт дуть, и птичка возвращается. Повторить с перерывом 3—4 раза.
«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»
Материал: на каждого ребёнка снежинка, сделанная из папиросной бумаги.
Каждый ребёнок кладёт снежинку на ладошку. Подносит её к губам и дует так, чтобы снежинка слетела. Повторить 3—4 раза.
 «ЛЕТЯТ СНЕЖИНКИ, БЕЛЫЕ ПУШИНКИ»
Материал: комочек ваты на каждо­го ребёнка, который нужно разрыхлить так, чтобы он стал лёгким, как пушин­ка.
Дети дуют на «снежинки», не давая им упасть, всё время поддерживая в воздухе. Выигрывает тот, кто удержал «снежинку» дольше других участни­ков.
      «ПОМОГИ ЛЫЖНИКУ»  
Материал: фигурка спортсмена на лыжах,
выполненная из бумаги и раскрашенная; линейка с держате­лем.
Ребёнок садится за стол. Берёт в руку линейку, переворачивает её так, чтобы держатель был внизу, и держит её за держатель. На ближайший к ре­бёнку край линейки ставится фигурка лыжника. Ребёнок подносит линейку к губам и дует на лыжника. Под напо­ром воздуха лыжник перемещается по линейке и «спрыгивает» с трамплина вниз. Повторить 3—4 раза.
«ПОИГРАЙ, ГАРМОШКА»
Материал: на каждого ребёнка «гармошку», выполненная из полосок бумаги.
Педагог предлагает детям взять «гармошку» за края, поднести к губам и дунуть на полоски. Полоски при этом должны подниматься вверх.
Повторить 4—5 раз, стараясь дуть в разные места «гармошки».
    «ВЕРТИТ МЕЛЬНИЦА КРЫЛО»
Материал: на каждого ребёнка вертушка, выполненная из цветной бумаги и прикреплённая к деревянной палочке так, чтобы она могла свободно вертеться.
Каждый ребёнок выбирает себе вертушку, подносит её к губам и дует так, чтобы она завертелась. Упражне­ние повторить с перерывом 4—5 раз.
    «ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ»
Материал: ёмкость с водой; лодоч­ки длиной 5—6 см, сделанные пред­варительно детьми из разноцветной бумаги.
Порядок проведения игры аналоги­чен предыдущей. Каждый ребёнок дует на лодочку, сделанную своими руками.
  «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
Материал: на каждого ребёнка на­бор для выдувания мыльных пузы­рей.
Дети обмакивают кольцо в мыль­ный раствор, подносят к губам и мед­ленно дуют в его центр, стараясь вы­дуть на одном выдохе как можно больше пузырей.
«МЫЛЬНАЯ ПЕНА»  
Материал: пластмассовый стакан­чик с мыльным раствором; набор трубочек для дутья (пластмассовые трубочки для коктейля).
Ребёнок берёт трубочку, опускает её кончик в мыльный раствор и начинает дуть. Образуется мыльная пена. Дру­гие дети по очереди пытаются сдувать эту пену с края стакана в воздух.
   «ПТИЧКА, ЛЕТИ!»
Материал: фигурки птичек, выре­занные из тонкой бумаги и ярко рас­крашенные.
Птичек ставят на противополож­ный от детей край стола. Педагог вы­зывает детей попарно. Каждый участ­ник садится напротив птички, по ' сигналу дует на неё. Птички слетают со стола. Остальные следят, чья птич­ка улетит дальше.Фигурки птичек можно заменить листочками, вырезанными из тонкой бумаги («Листопад»).
«ПОДУЕМ НА ПУШИНКУ»
Материал: для каждого ребёнка пушинка или вырезанный из тонкой бумаги прямоугольник (1x3 см). Каждый ребёнок берёт пушинку, дует на неё и смотрит, как она летает. Затем поднимает упавшую пушинку. Упражнение повторить 5—6 раз.
«ЧЕЙ ЯЗЫЧОК ДЛИННЕЕ»
Материал: для каждого ребёнка игрушка «воздушный язычок», вы­полненная из свёрнутой фольги с прикреплённой к ней пластмассовой трубочкой. Все воздушные язычки разного цвета.  Каждый ребёнок берёт свой «воз­душный язычок» и дует один раз в трубочку так, чтобы фольга разверну­лась. Чей «язычок» длиннее, тот и выиграл. Упражнение повторить с перерывом 3—4 раза.
  «БУЛЬКАНЬЕ»
Материал: на каждого ребёнка пластмассовый стаканчик, наполнен­ный на 1/3 водой; соломинки или пластмассовые трубочки для коктей­ля.
Педагог предлагает детям взять трубочку, опустить её в стаканчик с водой, вдохнуть носом и медленно выдохнуть воздух в трубочку.
«МУЗЫКАНТЫ»
Материал: для каждого ребёнка игрушечный музыкальный духовой инструмент: дудочка, труба, саксофон, губная гармошка и др.
Предварительно закрепляется на­звание каждого муз. инстру­мента. Дети по очереди играют на своих муз. инструментах. Затем играет тот, на кого укажет дири­жёр.
 «ХОРОВОД»
Материал: хоровод из четырёх фигурок девочек, вырезанных из бу­маги, сложенной гармошкой, замкну­тых в круг и ярко раскрашенных; де­корация леса.
В центре декорации леса на столе образуется поляна. В неё ставится хоровод девочек. Ребёнок приседает к столу и медленно дует на хоровод, который перемещается по поляне. Повторить 3—4 раза.
 «ПОКАТАЕМ БРЁВНЫШКИ»
Материал: на каждого ребёнка по одному круглому незаточенному ка­рандашу.
Педагог предлагает детям при­сесть на корточки около стола (рот на уровне стола), положить перед собой круглый карандаш («брёв­нышко») и подуть на него так, чтобы он покатился. Упражнение повто­рить 3—4 раза. Для усложнения вместо круглого карандаша исполь­зуется гранёный.
 «ПИНГ-ПОНГ»
Материал: ёмкость с водой; мячик для пинг-понга.  На маленьком столе стоит ёмкость с водой. Педагог вызывает детей по­парно. Они садятся на стульчики перед ёмкостью с водой напротив друг друга и по очереди дуют на мячик для пинг-понга.
«УЛЕТАЙ, ТУЧКА!»
Материал: на каждого ребёнка по тучке, вырезанной из бумаги, раскра­шенной и закреплённой на нитке длиной в 10 см.
Дети берут тучку за нитку, подносят её ко рту и дуют. Повторить 4—5 раз.
«ВЕТЕРОК»
Материал: небольшая трубочка из плотного картона или ватмана длиной 10—15 см и диаметром 3—5 см.
Педагог сначала сам дует на руку или волосы ребёнка, а затем просит его «подуть так же», т.е. приблизить свои губы к трубочке и сделать выдох.
«СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»
Материал: индивидуальные свист­ки для каждого ребёнка.
Педагог предлагает детям поднести свисток ко рту и выдохнуть в него сильно и длительно так, чтобы полу­чился протяжный свист.
«СВЕЧА»
Материал: на каждого ребёнка по­лоска цветной бумаги шир. 2—3 см и длин. 10 см.
Дети держат в правой руке полоски цветной бумага — «свечу». Левая рука лежит на животе для контроля пра­вильного речевого дыхания, педагог предлагает участникам спокойно, не­слышно вдохнуть ртом. Почувство­вать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начать медленно и равномерно выдыхать. Бумажка от­клонится. Если выдох ровный, то она будет до конца находиться в отклонён­ном положении. Повторить с пере­рывом 2—3 раза.
«УПРЯМАЯ СВЕЧА»
Материал: на каждого по­лоски цветной бумаги в форме свечи большого размера.
Педагог объясняет детям, что эта «свеча» большого размера. Погасить её будет трудно, но сделать это нужно обязательно. Педагог пред­лагает взять «свечу» в правую руку, а левую положить на живот. Сделать вдох, задержать на секунду дыхание и резко дунуть на неё. Дети должны ощутить, как подтянулись мышцы живота. Повторить с перерывом 2—3 раза.
«САЛЮТ»
Материал: конфетти.  На правой ладошке у детей нахо­дится конфетти. Левая рука лежит на животе для контроля дыхания. По команде педагога дети делают резкий выдох. Конфетти разлетается, мышцы живота подтягиваются. Повторить 3—4 раза.
«ДОЖДИК»
Материал: блестящий ёлочный дождик.  Блестящие нити дождика крепятся к натянутой параллельно полу тонкой верёвочке. Ребёнок подходит к дожди­ку, который находится на уровне его рта, и дует. Нити дождика отклоняют­ся под воздействием воздушной струи, затем возвращаются обратно. Повто­рить 4—5 раз.
«НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»
Материал: блестящая новогодняя гирлянда.  Гирлянда выкладывается на стол. Педагог предлагает детям дунуть на неё один раз так, чтобы «сдвинуть» с места. Дети по очереди выполняют упражнение, при этом гирлянда пере­мещается от одного края стола к дру­гому.
 «ПАДАЕТ СНЕГ»
Материал: на каждого ребёнка не­большой комочек ваты.
Педагог предлагает детям положить комочек ваты на ладошку и подуть так, чтобы вата слетела. Повторить 3—4 раза.
 «ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ»
Материал: на каждого ребёнка по воздушному шарику, нитки.
Педагог предлагает детям надуть к предстоящему празднику шарики. Дети должны набрать воздух через нос и медленно выдохнуть его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, сможет поиграть с надутым шариком.
«СЕЛА, ПОСИДЕЛА И СНОВА ПОЛЕТЕЛА»
Материал: на каждого ребёнка ли­сточек, выполненный из зелёного картона, к которому с помощью нитки длиной 10—15 см прикреплено какое-нибудь насекомое (бабочка, стрекоза, божья коровка и т.д.), выполненное из бумаги и ярко раскрашенное.  Дети называют всех насекомых, сидящих на листоч­ках. Затем каждый ребёнок подносит лист к губам и дует на него так, чтобы насекомое слетело. Повторить 4—5 раз. Листочки можно заменить цветоч­ками, выполненными из цветного картона.
«ОДУВАНЧИК, ЛЕТИ!»
Материал: одуванчики.
Игру проводят на воздухе, на по­ляне. Педагог просит каждого ребёнка сорвать по отцветшему одуванчику и всем по очереди подуть на цветок. Дуть на цветок надо так, чтобы слетели все пушинки. Выигрывает тот, чей одуванчик раньше улетит.
«ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН»
Материал: живые цветы, наиболее знакомые детям, например: сирень, жасмин, фиалка.     Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого воспи­татель прячет букет за спину, подходит к одному из них, предлагает закрыть глаза и даёт понюхать один цветок из всего букета. Если ребёнок по запаху правильно определит цветок, получа­ет его в подарок. Выигрывает тот, кто соберёт самый большой букет. Необ­ходимо следить, чтобы дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, за­тем медленный, плавный выдох.
 «ЧТО ЗА ЯГОДА ТАКАЯ?»
Материал: натуральные ягоды, обладающие достаточно сильным за­пахом, например: чёрная смородина, земляника, малина, разложенные по тарелочкам.
На столе тарелочки с ягодами. Дети вспоминают названия ягод, нюхают их. Затем вызывается к столу один ребёнок. Педагог предлагает ему за­крыть глаза, подносит к его лицу одну из тарелочек и просит определить ягоду. Для этого ребёнок, не отрывая глаз, делает глубокий вдох носом.
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ  
(без использования предметов)
 «ВЕТРЫ»
Наступила осень, подули спокой­ные ветры (нежное дутьё с округлён­ными губами). Стало холоднее, подули ветры сильнее (выдох сильнее). Бури начались, сильно ветры подули (рез­кий выдох).
«ПОДУЕМ НА ПЛЕЧО»
Подуем на плечо (голова прямо — вдох, голова по­вёрнута — выдох).
Подуем на другое (дуют на плечо).
Нам солнце горячо
Пекло дневной порою (поднимают голову вверх, дуют через губы).
Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)  И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака (поднимают лицо и дуют) И остановимся пока.
«ЛИСТИКИ ОСЕННИЕ»
Мы — листики осенние На веточках сидели (приседают),
Дунул ветер (дуют) — полетели.
Мы летели, мы летели (поднявшись на носочки и плавно помахивая руками, пробегают по кругу)
И на землю тихо сели (приседают).  Ветер снова набежал (дуют сильнее)
И листочки все поднял (вновь пробегают по кругу),
Повертел их, покружил (кружатся на месте с поднятыми вверх руками)
И на землю опустил (приседают).
«ЗАПАСЛИВЫЕ ХОМЯЧКИ»
Оборудование: два стула, листы бумаги, фанты.
Ведущий рассказывает о том, что хомячки носят запасы в щёчках. Затем предлагает перенести через болото «зерно». Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги («кочки»), преодолеть «боло­то» и перенести все фанты на другую сторону. Ребёнок берёт в руки фант, надувает щёки и переходит через «болото» по «кочкам». На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по «кочкам» обратно. Выигры­вает тот, кто справится быстрее всех и не нарушит правила.
«ПУЗЫРЬ»
Дети стоят тесным кругом, накло­нив голову вниз, имитируя пузырь. На слова педагога «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой да не лопайся»  поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, длительно и плавно выдыхая воздух.
«НАДУЕМ МЯЧ»
Педагог предлагает детям встать в круг. Круг — это мяч. Мяч плохо надут, и дети его надувают (делают большой круг, при этом несколько раз набирая и выдыхая воздух). По сигналу педагога «Мяч лопнул» идут к центру круга, длительно и плавно выдыхая воздух. Повторить 2—3 раза.
ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
«ПОГРЕЕМ ПАЛЬЧИКИ» 
Дети «лепят» снежки (пальцы обеих рук согнуты и прижаты друг к другу, наверху попеременно то правая, то левая ладонь). А потом «греют» озяб­шие пальчики (подносят их к губам и дуют на них несколько раз).
«ПОЛЕЧИМ УШИБЛЕННУЮ РУКУ» 
Дети подносят руку ко рту на рас­стоянии примерно 10 см и дуют на «ушибленное место». Вторая рука лежит на животе (контроль за пра­вильностью дыхания). Повторить 3—4 раза.
        
«ТРУБАЧ» 
Дети подносят к губам сжатые ку­лачки, располагая их друг перед дру­гом. На выдохе медленно дуют в «трубу». Повторить 4—5 раз.
"ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ"  
Дети подставляют под подбородок тыльную сторону ладони, растягивают сомкнутые губы и медленно дуют на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони. Повторить 4—5 раз.
«ДЕД МОРОЗ» 
Дети делятся на пары, встают ли­цом друг к другу. Один из них — Дед Мороз. Он наклоняется к вытянутой руке товарища, растягивает сомкну­тые губы и дует на неё несколько раз. Если ребёнок почувствовал холод, он опускает руку и партнёр дует на другую. После этого участники меня­ются местами.
«НАДУЕМ ШАРИКИ» 
Дети поочерёдно перебирают паль­цы правой руки, последовательно со­единяя в кольцо с большим пальцем (указательный, средний и т.д.), и вся­кий раз на одном выдохе дуют в центр образовавшегося колечка.
        
«ЦВЕТОК» 
Дети соединяют обе ладошки (пальцы округлены и слегка разведе­ны) и делают глубокий вдох носом («нюхают цветок»). Повторить 3—4 раза.
«ШАРИК» 
Все пальчики обеих рук в «щепот­ке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дети дуют на них, при этом они раздвигаются и принимают форму шара. Воздух «выходит», пальчики принимают исходное поло­жение. Повтор.4-5 раз.
 «ЗАДУЕМ СВЕЧУ» 
Дети на выдохе дуют на поднятый вверх указательный палец правой руки. Левая ладонь лежит на животе для контроля речевого дыхания. По­вторить 3—4 раза.
«ОГОНЬКИ» 
Пусть пальчики детей будут пятью огоньками. Ребёнок каждый раз за­дувает по одному «огоньку». Другая рука лежит на животе для контроля речевого дыхания.
«ТРЕНИРОВКА» 
Дети подносят ко рту сжатые ку­лачки, располагая их друг перед дру­гом, и перебирают пальчиками, ими­тируя игру на дудочке (флейте, свире­ли). Одновременно с этим на выдохе медленно дуют на пальчики.
«ИСПЕЧЁМ ПИРОЖКИ»
Дети «делают» пирожки (пальцы обеих рук согнуты и прижаты друг к другу, наверху попеременно то пра­вая, то левая ладонь). После этого «пекут» пирожки (приставляют ла­дошки друг к другу и подносят ко рту на расстоянии 15—20 см). При этом нужно вдохнуть через нос и медленно выдохнуть через открытый рот. Проделать 4—5 раз подряд, непре­рывно ощущая на руках тепло вы­дыхаемого воздуха.
«ОСЕННИЙ ВЕТЕР» 
Дети поднимают руки вверх — это «веточки деревьев». Несколько раз медленно и длительно выдыхают воздух, изображая осенний ветер. «Верхушки деревьев» при этом кача­ются (кисти рук плавно двигаются справа налево и наоборот).
 «ФОНАРИКИ»
Дети сжимают пальцы обеих рук в кулачки, затем резко разжимают их («фонарики загорелись»). Вдыхают воздух носом и резко выдыхают на пальцы. Пальцы при этом сжимаются в кулачки («фонарики погасли»). Повторить 4—5 раз.
ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,НАПРАВЛЕННЫЕ НА
ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО
РЕЧЕВОГО РИТМА
 «МАЯТНИК»
Дети сидят по-турецки, руки на затылке. Спокойный вдох, пауза в три секунды, наклон вперёд — выдох. Возврат в исходное положение — вдох. Повторить 3—4 раза.
«СБОР УРОЖАЯ»
Дети стоят прямо, поднимают руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки, — вдох. Пауза в три секунды. Ведь яблоки надо ещё и сорвать. Опустить руки, наклонить корпус вперёд и вниз — выдох. Яблоки надо положить в корзинку. Повторить 3—4 раза.
«СЫГРАЕМ НА ГАРМОШКЕ»
Дети стоят прямо, ноги слегка рас­ставлены, руки на поясе. Вдох, пауза в три секунды. Наклон в левую сторону — медленный выдох. Правый бок растягивается как гармошка. В исхо­дное положение — вдох. Пауза в три секунды. То же в другую сторону. Повторить 3—4 раза.
«НЫРЯЛЬЩИКИ»
Разводя руки в стороны, делают вдох ртом, обхватывают себя руками. Пауза в три секунды. Затем приседают («опускаются под воду») —выдох но­сом. Повторить 3—4 раза.
 «РАЗДУЙ УГАСАЮЩИЙ КОСТЁР»
Дети стоят вокруг «костра». Наби­рают воздух через нос, садятся на кор­точки и медленно выдыхают через рот, надувая щёки. Повторить 4—5 раз.
«РАКЕТА»
Дети стоят прямо. Глубокий вдох через нос, руки медленно поднимают через стороны вверх, ладошки сводят вместе и плотно прижимают друг к другу. Поднимаются на носки, тянутся вверх, изображая ракету. Пауза в три секунды. Медленно выдыхают, руки в такт выдоху опускают вниз через стороны. Повторить 3—4 раза.
        
 «НАСОС»
Дети стоят прямо. Руки опущены вдоль туловища. Медленный вдох через нос — руки при этом скользят вдоль туловища вверх к плечам, сги­баясь в локтях. Пауза в три секунды. Руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками. Медленный выдох через рот. Руки скользят вдоль туловища вниз. Повторить 3—4 раза.
 «ВЕТОЧКИ»
Дети стоят прямо. Медленно под­нимают руки («веточки») вверх, делая при этом вдох через нос. Тянутся вверх к солнцу — пауза в три секунды. Медленно выдыхают через рот, на­клоняясь вправо, руки прямые над головой. Задержать дыхание. Медлен­ный вдох через нос — выпрямиться. Пауза. Выдох — наклон влево. Пауза.
«ДРОВОСЕК»
Дети стоят прямо. Ноги слегка расставлены. Поднимают и сцепляют руки над головой — вдох, пауза в три секунды, наклон вперёд — выдох. Повторить 4—5 раз.
«СОВА»
Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево и посмотреть назад через плечо. Развести плечи. Глубокий вдох, задержка дыхания в три секунды — выдох. Опустить руки, уронить голову на грудь — вдох, вы­дох. Повторить, держа левой рукой правое плечо.
«НОЧЬ-ДЕНЬ»
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, то тренировка речевого дыхания, улуч­шение голоса и уточнение артикуля­ции проводятся одновременно. Зада­ния усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом — словах, затем — на короткой фразе.
На слово педагога «Ночь» дети, вдыхая воздух, закрывают глаза. Пау­за в три секунды. Пусть глаза полнос­тью расслабятся. При слове «День» — выдыхают воздух, открывая глаза. Повторить 4—5 раз.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.