Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация на тему:   «Музыкальное воспитание   у детей с нарушениями   речи»

Дата: 9 марта 2022 в 21:22

Консультация на тему:   «Музыкальное воспитание   у детей с нарушениями   речи»

Основные особенности детей с нарушением речи:

1.Помимо речевого нарушения у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.)

2.Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).

3.Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми).

Задачи музыкального воспитания детей с нарушениями речи.

        Исходя из особенностей детей, решаются одновременно задачи, как музыкального воспитания, так и коррекционные задачи.

Основные задачи музыкального воспитания:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.

Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и музыкального слуха.

  1. Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями.
  2. Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах.
  3. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений от музыки.
  4. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни).
  5. Развивать творческую активность во всех доступных детям видам музыкальной деятельности.

Коррекционные задачи:

  1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться более гармонично.
  2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания, памяти, музыкального восприятия.
  3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, способы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости.

Методы и приемы.

        Очень важно в решении задач музыкального воспитания детей с нарушениями речи, какие методы и приемы используются в работе.

        Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приемы и тактильно-мышечную наглядность.

        Наглядно-слуховые приемы включают:

- исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребенка;

-     слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);

- использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового) и т.д.;

- использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.

        Наглядно-зрительные приемы:

- показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности;

- показ приема детьми, которые хорошо его освоили;

- «сравнительный показ» для развития внимания и умения анализировать;

- показ педагога с утрированными ошибками;

- показ наглядных пособий: иллюстраций, картин, музыкально-дидактических игр; - использование атрибутов (листочков, платочков) и т.п.

        Тактильно-мышечная наглядность.

Индивидуальная помощь педагога, как на занятии, так и в повседневной жизни для принятия правильного исходного положения или при выполнении того или иного движения.

Словесные методы:

- Объяснения.

Степень их сложности зависит от возраста, проблемы в речевом развитии.

- Указания.

Они могут быть обращены как ко всем детям, так и персонально, очень тихо, не отвлекая внимание всех, тому или иному ребенку.

-Вопросы.

Они должны быть четкими, конкретными, понятными. Этот прием, который побуждает мыслительную деятельность, активизирует внимание, развивает память.

-Сюжетные рассказы.

-Пояснения.

-Беседы.

Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки или пения.

Практический метод, или метод упражнений.

        Этот метод связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Очень полезны упражнения без музыки под счет или в своем темпе. При разучивании трудных движений можно использовать принцип поэтапности.

Игровые приемы желательно использовать как можно чаще, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста.

Часто пользуются сочетанием приемов: упражнение детей по показу взрослого (практический + наглядный методы); показ и объяснения педагога (наглядный + словесный методы) и т.д.

Виды музыкальной деятельности.

Слушание.

У детей с речевыми нарушениями очень важно развивать музыкальное восприятие, которое будет требовать развития внимания и памяти.

- После прослушивания музыкального произведения полезно не только говорить о нем, но и предложить детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение.

- Следует ориентироваться на интерес детей.

- Желательно использовать не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Например, можно провести тематическое занятие «Времена года», где дети будут слушать музыку П.Чайковского, А.Вивальди, стихи А.Пушкина, Ф.Тютчева, посмотрят репродукции картин И.Левитана, И.Шишкина.

- Большой интерес у детей вызывает рисовать то, о чем рассказала музыка.

- Для лучшего запоминания названий произведений, фамилий композиторов следует: объединять ряд музыкальных произведений общим рассказом, посвятить ряд занятий творчеству одного композитора, сравнивать контрастные по содержанию и по названию произведения (например, «Болезнь куклы» П.Чайковского и «Новая кукла»).

Игра на детских музыкальных инструментах.

При обучении детей с речевыми нарушениями игре на детских музыкальных инструментах решаются следующие коррекционные задачи:

- Развитие внимания и памяти, которые потребуются детям, играющим в оркестре.

- Развитие координации движений при игре на бубне, барабане, металлофоне и т.д.

- Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, пианино.

- Развитие дыхания при игре на духовых инструментах в индивидуальных занятиях с музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем.

- Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх.

- Развитие координации пения с движением пальцев рук.

- Развитие музыкально-ритмического чувства.

В индивидуальной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, могут быть задействованы любые детские музыкальные инструменты: металлофоны, ударно-шумовые инструменты.

Но на практике используют музыкальные инструменты в коррекционной работе редко из-за больших усилий со стороны, как детей, так и педагогов, которые требуются для обучения детей игре на детских музыкальных инструментах из-за нехватки времени для индивидуальной работы.

Целесообразно сопровождать игру детей в ансамбле, оркестре игрой музыкального руководителя на фортепиано, баяне или фонограммой. Это позволяет музыкальному руководителю дирижировать детским оркестром.

Пение.

        Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей, в частности детей с нарушениями речи.

Пение используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся детей. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения звукопроизношения.

На первом этапе работы, когда большое внимание уделяется развитию слухового аппарата, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков, полезно использовать музыкально-дидактические игры «На каком инструменте играю?», «Отгадай и сыграй как я», отхлопывание ритмического рисунка на виду и за ширмой.

На втором этапе работы детей учат различать звукокомплексы, ориентироваться на особенности голоса, можно использовать музыкально-дидактические игры с пением, распевки «Угадай по голосу», «Птенчики» Е.Тиличеевой.

На следующих этапах работы при обучении дифференциации фонем можно включить в работу попевку «Бубенчики» Е.Тиличеевой, где дети различают три фонемы (и-а-о) в слогах «динь-дан-дон», ориентируясь на высоту звука. Как и в музыке, в музыкальной речи используются средства выразительности: изменение темпа, характерный ритм, динамическая и тембровая окраска.

В работе над пением большое внимание уделяется упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукообразованию, осанке.

В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах.

В работе над дыханием можно использовать показ педагога или жест, помогающий вовремя взять дыхание.

Много внимания, усилий требует работа над чистотой интонирования. Надо научить детей не только вслушиваться в мелодию, запоминать ее, но и правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом.

Для этого используются такие приемы:

- проигрывание мелодии на разных инструментах;

- пропевание мелодии с сопровождением и без него;

- отгадывание песни по мелодии, спетой или сыгранной;

- упражнение в подстраивании голоса к данному звуку и др.

Музыкально-ритмические движения.

Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры.

Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки и др.) Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.

В музыкальном воспитании детей с нарушениями речи используются следующие упражнения:

- на усвоение основных движений (ходьба, бег, прыжки и их разновидности);

- на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов (общеразвивающие упражнения);

- для повышения качества выполнения движений;

- на развитие ориентировки в пространстве;

- в танцевальных и плясовых движениях;

- на развитие мышечного чувства, мышечного тонуса (без музыкального сопровождения);

- активизирующие внимание;

- развивающие мелкую моторику;

- формирующие музыкально-ритмическое чувство и т.д.

В некоторых упражнениях используются предметы: мячи, флажки, ленты, погремушки и т.д.

К музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы. Они бывают парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные.

В парных танцах музыка должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие на определенное движение. При выборе танца следует учитывать двигательные навыки детей. Желательно выбирать танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки), а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве. Наиболее трудные танцевальные фигуры отрабатывать с детьми заранее.

Танцы с пением и хороводы помогают детям с нарушениями речи координировать пение и движение, упорядочивают темп движения.

В практике эти танцы используются как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности. При выборе танцев с пением необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.

Использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит от состава группы и двигательных умений детей.

Музыкальная игра.

Музыкальная игра является основным видом деятельности дошкольников. Она имеет большое значение в музыкальном развитии детей. С её помощью в интересной, непринужденной форме можно успешно решать коррекционные задачи.

Игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.

В музыкальном воспитании чаще всего используются игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, музыкально-дидактические игры.

Сюжетно-инструментальные игры отличаются яркими музыкально-игровыми образами. В них есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом.

Несюжетные инструментальные игры обычно включают элементы соревнований, с их помощью решаются двигательные задачи – ритмические и творческие. Часто в таких играх применяются разнообразные предметы (бубны, погремушки).

Игры с пением бывают народные и разработанные музыкальными руководителями. С помощью этих игр решаются такие задачи:

- формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования;

- нормализация психических расстройств;

- тренировка двигательного аппарата.

С их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения.

Игры со словом уходят корнями в фольклор (потешки, прибаутки).

Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями, выполняемыми под стихотворный текст. Игры со словом развивают речь, расширяют кругозор, позволяют закрепить двигательные навыки, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность.

Творчество – как один из видов музыкальной деятельности детей.

Творчество в музыкальном воспитании предполагает развитие у детей творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. А для этого необходимы следующие условия:

- Достаточно развитое музыкальное восприятие.

- Определенный объем знаний, умений и навыков.

У детей с речевыми нарушениями творческую активность можно формировать в следующих ситуациях:

- При передаче характерных образов в играх, хороводах, упражнениях.

- В танцевальных импровизациях, в которых дети будут самостоятельно отвечать на музыку движениями.

Большое значение имеет правильный выбор музыкального произведения для импровизации. Музыка должна вызывать яркую двигательную реакцию у детей, желание двигаться в соответствии с её характером.

 Импровизация мелодий, попевок дается детям тяжело, так как слишком мал запас певческих навыков. Учитывая особенности детей с речевыми нарушениями (недостаточное развитие слухового внимания, артикуляционного аппарата, координации голоса и слуха), нужно подвести их к сочинению окончаний фраз. Если слова придумать трудно, то можно ограничиться сочинением мелодии к готовым словам.

В игре на ударно-шумовых инструментах дети чаще импровизируют ритм.

Детям с нарушениями речи непросто придумать и спеть мелодию, сочинить свою композицию движений, но тем не менее творческое задание заставляет их думать, стимулирует активность, они становятся более уверенными.

Источник: Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи | Дефектология Проф (defectologiya.pro)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.