Консультация на тему: «Музыкальное воспитание у детей с нарушениями речи»
Основные особенности детей с нарушением речи:
1.Помимо речевого нарушения у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.)
2.Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).
3.Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми).
Задачи музыкального воспитания детей с нарушениями речи.
Исходя из особенностей детей, решаются одновременно задачи, как музыкального воспитания, так и коррекционные задачи.
Основные задачи музыкального воспитания:
- Воспитывать любовь и интерес к музыке.
Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и музыкального слуха.
- Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями.
- Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах.
- Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений от музыки.
- Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни).
- Развивать творческую активность во всех доступных детям видам музыкальной деятельности.
Коррекционные задачи:
- Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться более гармонично.
- Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания, памяти, музыкального восприятия.
- Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, способы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости.
Методы и приемы.
Очень важно в решении задач музыкального воспитания детей с нарушениями речи, какие методы и приемы используются в работе.
Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приемы и тактильно-мышечную наглядность.
Наглядно-слуховые приемы включают:
- исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребенка;
- слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);
- использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового) и т.д.;
- использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.
Наглядно-зрительные приемы:
- показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности;
- показ приема детьми, которые хорошо его освоили;
- «сравнительный показ» для развития внимания и умения анализировать;
- показ педагога с утрированными ошибками;
- показ наглядных пособий: иллюстраций, картин, музыкально-дидактических игр; - использование атрибутов (листочков, платочков) и т.п.
Тактильно-мышечная наглядность.
Индивидуальная помощь педагога, как на занятии, так и в повседневной жизни для принятия правильного исходного положения или при выполнении того или иного движения.
Словесные методы:
- Объяснения.
Степень их сложности зависит от возраста, проблемы в речевом развитии.
- Указания.
Они могут быть обращены как ко всем детям, так и персонально, очень тихо, не отвлекая внимание всех, тому или иному ребенку.
-Вопросы.
Они должны быть четкими, конкретными, понятными. Этот прием, который побуждает мыслительную деятельность, активизирует внимание, развивает память.
-Сюжетные рассказы.
-Пояснения.
-Беседы.
Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки или пения.
Практический метод, или метод упражнений.
Этот метод связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Очень полезны упражнения без музыки под счет или в своем темпе. При разучивании трудных движений можно использовать принцип поэтапности.
Игровые приемы желательно использовать как можно чаще, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста.
Часто пользуются сочетанием приемов: упражнение детей по показу взрослого (практический + наглядный методы); показ и объяснения педагога (наглядный + словесный методы) и т.д.
Виды музыкальной деятельности.
Слушание.
У детей с речевыми нарушениями очень важно развивать музыкальное восприятие, которое будет требовать развития внимания и памяти.
- После прослушивания музыкального произведения полезно не только говорить о нем, но и предложить детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение.
- Следует ориентироваться на интерес детей.
- Желательно использовать не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Например, можно провести тематическое занятие «Времена года», где дети будут слушать музыку П.Чайковского, А.Вивальди, стихи А.Пушкина, Ф.Тютчева, посмотрят репродукции картин И.Левитана, И.Шишкина.
- Большой интерес у детей вызывает рисовать то, о чем рассказала музыка.
- Для лучшего запоминания названий произведений, фамилий композиторов следует: объединять ряд музыкальных произведений общим рассказом, посвятить ряд занятий творчеству одного композитора, сравнивать контрастные по содержанию и по названию произведения (например, «Болезнь куклы» П.Чайковского и «Новая кукла»).
Игра на детских музыкальных инструментах.
При обучении детей с речевыми нарушениями игре на детских музыкальных инструментах решаются следующие коррекционные задачи:
- Развитие внимания и памяти, которые потребуются детям, играющим в оркестре.
- Развитие координации движений при игре на бубне, барабане, металлофоне и т.д.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, пианино.
- Развитие дыхания при игре на духовых инструментах в индивидуальных занятиях с музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем.
- Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх.
- Развитие координации пения с движением пальцев рук.
- Развитие музыкально-ритмического чувства.
В индивидуальной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, могут быть задействованы любые детские музыкальные инструменты: металлофоны, ударно-шумовые инструменты.
Но на практике используют музыкальные инструменты в коррекционной работе редко из-за больших усилий со стороны, как детей, так и педагогов, которые требуются для обучения детей игре на детских музыкальных инструментах из-за нехватки времени для индивидуальной работы.
Целесообразно сопровождать игру детей в ансамбле, оркестре игрой музыкального руководителя на фортепиано, баяне или фонограммой. Это позволяет музыкальному руководителю дирижировать детским оркестром.
Пение.
Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей, в частности детей с нарушениями речи.
Пение используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся детей. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения звукопроизношения.
На первом этапе работы, когда большое внимание уделяется развитию слухового аппарата, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков, полезно использовать музыкально-дидактические игры «На каком инструменте играю?», «Отгадай и сыграй как я», отхлопывание ритмического рисунка на виду и за ширмой.
На втором этапе работы детей учат различать звукокомплексы, ориентироваться на особенности голоса, можно использовать музыкально-дидактические игры с пением, распевки «Угадай по голосу», «Птенчики» Е.Тиличеевой.
На следующих этапах работы при обучении дифференциации фонем можно включить в работу попевку «Бубенчики» Е.Тиличеевой, где дети различают три фонемы (и-а-о) в слогах «динь-дан-дон», ориентируясь на высоту звука. Как и в музыке, в музыкальной речи используются средства выразительности: изменение темпа, характерный ритм, динамическая и тембровая окраска.
В работе над пением большое внимание уделяется упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукообразованию, осанке.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах.
В работе над дыханием можно использовать показ педагога или жест, помогающий вовремя взять дыхание.
Много внимания, усилий требует работа над чистотой интонирования. Надо научить детей не только вслушиваться в мелодию, запоминать ее, но и правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом.
Для этого используются такие приемы:
- проигрывание мелодии на разных инструментах;
- пропевание мелодии с сопровождением и без него;
- отгадывание песни по мелодии, спетой или сыгранной;
- упражнение в подстраивании голоса к данному звуку и др.
Музыкально-ритмические движения.
Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры.
Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки и др.) Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.
В музыкальном воспитании детей с нарушениями речи используются следующие упражнения:
- на усвоение основных движений (ходьба, бег, прыжки и их разновидности);
- на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов (общеразвивающие упражнения);
- для повышения качества выполнения движений;
- на развитие ориентировки в пространстве;
- в танцевальных и плясовых движениях;
- на развитие мышечного чувства, мышечного тонуса (без музыкального сопровождения);
- активизирующие внимание;
- развивающие мелкую моторику;
- формирующие музыкально-ритмическое чувство и т.д.
В некоторых упражнениях используются предметы: мячи, флажки, ленты, погремушки и т.д.
К музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы. Они бывают парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные.
В парных танцах музыка должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие на определенное движение. При выборе танца следует учитывать двигательные навыки детей. Желательно выбирать танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки), а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве. Наиболее трудные танцевальные фигуры отрабатывать с детьми заранее.
Танцы с пением и хороводы помогают детям с нарушениями речи координировать пение и движение, упорядочивают темп движения.
В практике эти танцы используются как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности. При выборе танцев с пением необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.
Использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит от состава группы и двигательных умений детей.
Музыкальная игра.
Музыкальная игра является основным видом деятельности дошкольников. Она имеет большое значение в музыкальном развитии детей. С её помощью в интересной, непринужденной форме можно успешно решать коррекционные задачи.
Игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.
В музыкальном воспитании чаще всего используются игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, музыкально-дидактические игры.
Сюжетно-инструментальные игры отличаются яркими музыкально-игровыми образами. В них есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом.
Несюжетные инструментальные игры обычно включают элементы соревнований, с их помощью решаются двигательные задачи – ритмические и творческие. Часто в таких играх применяются разнообразные предметы (бубны, погремушки).
Игры с пением бывают народные и разработанные музыкальными руководителями. С помощью этих игр решаются такие задачи:
- формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования;
- нормализация психических расстройств;
- тренировка двигательного аппарата.
С их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения.
Игры со словом уходят корнями в фольклор (потешки, прибаутки).
Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями, выполняемыми под стихотворный текст. Игры со словом развивают речь, расширяют кругозор, позволяют закрепить двигательные навыки, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность.
Творчество – как один из видов музыкальной деятельности детей.
Творчество в музыкальном воспитании предполагает развитие у детей творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. А для этого необходимы следующие условия:
- Достаточно развитое музыкальное восприятие.
- Определенный объем знаний, умений и навыков.
У детей с речевыми нарушениями творческую активность можно формировать в следующих ситуациях:
- При передаче характерных образов в играх, хороводах, упражнениях.
- В танцевальных импровизациях, в которых дети будут самостоятельно отвечать на музыку движениями.
Большое значение имеет правильный выбор музыкального произведения для импровизации. Музыка должна вызывать яркую двигательную реакцию у детей, желание двигаться в соответствии с её характером.
Импровизация мелодий, попевок дается детям тяжело, так как слишком мал запас певческих навыков. Учитывая особенности детей с речевыми нарушениями (недостаточное развитие слухового внимания, артикуляционного аппарата, координации голоса и слуха), нужно подвести их к сочинению окончаний фраз. Если слова придумать трудно, то можно ограничиться сочинением мелодии к готовым словам.
В игре на ударно-шумовых инструментах дети чаще импровизируют ритм.
Детям с нарушениями речи непросто придумать и спеть мелодию, сочинить свою композицию движений, но тем не менее творческое задание заставляет их думать, стимулирует активность, они становятся более уверенными.
Источник: Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи | Дефектология Проф (defectologiya.pro)