ФОНЕМАТИЧЕКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребёнком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребёнку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребёнок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
Игра «Жмурки». Ребёнку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Кто это?». Комарик говорит «ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто его издаёт.
Игра «Угадай, кто кричит». Взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
Игра «В мире звуков». Взрослый предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.
Различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребёнком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребёнок должен поднять соответствующую картинку.
Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Различение слогов.
Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.
Различение звуков.
Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит заданную фонему.
Освоение ребёнком навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.
Скажи наоборот. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
Игра «Отгадай слово». Ребёнку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать.