«Фонематический слух – основа правильной речи»
Успешное овладение детьми чтением и письмом невозможно без сравнительного высокого уровня развития устной речи детей (правильного звукопроизношения), развития фонематического (звукового) анализа и синтеза слов, а также развития внимания и памяти. На формирование звукопроизношения, звуковой и слоговой структур слова в дошкольгом возрасте негативно влияет несформированность фонематического восприятия (различение звуков). На основе фонематического восприятия дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-квазиомонимы (слова, отличающиеся одним звуком – коза-коса), соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, формирование которых необходимо для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Исправление речевых нарушений должно проходить только при опережающем формировании фонематического восприятия. Работу с детьми по формированию фонематического восприятия можно построить в несколько этапов:
-
Восприятие неречевых звуков
-
Различение одинаковых звукокоплексов по высоте, силе и тембру
Развитие фонематического восприятия:
-
Дифференциация слов, близких по звуковому составу
-
Дифференциация слогов
-
Дифференциация фонем
Предлагаемые упражнения могут быть использованы воспитателями и родителями в совместной деятельности с детьми и проходить в форме игры.
«Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).
«Угадай, что делать». Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.
«Где позвонили?» Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз.
"Весёлый бубен"
Цель: формировать слуховое внимание, чувство ритма.
Оборудование: бубен.
Ход игры. Педагог прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.
Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.
Второй этап – основной. Развиваем фонематический слух на речевом материале.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
НА РЕЧЕВОМ МАТЕРИАЛЕ
1. Игра «Поймай звук».
Взрослый произносит ряд звуков, а дети должны хлопнуть на заданный звук.
2. Игра «Слова».
Цель: развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Оборудование: мяч.
Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку, прочитав такое стихотворение:
Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.
Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова…).
3. Игра «Повтори правильно».
Цель: развитие фонематического слуха.
Детям предлагается повторить за взрослым правильно пару слогов с оппозиционными звуками: па-ба, та-да, ка-га, са-ша… Затем задачу можно усложнить добавляя слоги в целую цепочку: са-са-за; та-да-та; ка-ка-га; ша-ша-са.
4. Игра «Подскажи словечко».
Детям предлагается подсказать последний слог в чистоговорках, определить окончание в слове.
Лы-лы-лы лы-лы-лы – забивали мы го… (лы)
Жа-жа-жа жа-жа-жа – есть иголки у е… (жа)
Бу-бу-бу бу-бу-бу – дядя дайте мне тру… (бу)
Ба-ба-ба ба-ба-ба – не нужна теперь тру… (ба)
Са-са-са са-са-са – ой-ой-ой летит о… (са)
5. Игра «Какой звук чаще всего слышим?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование: набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга ни шага.
Зоиного зайку зовут Зазнайкой.
Ученик учил уроки –
У него в чернилах щеки.
Конечно же, всех игр, направленных на развитие речи ребёнка-дошкольника перечислить невозможно. Другие игры можно найти в специальной педагогической литературе для родителей и педагогов.
Литература:
-
Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 1997. 221 с.
-
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 2002. 190 с