Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Заседание клуба №1 «Готовим ребенка к школе»

Дата: 26 ноября 2021 в 22:18

Заседание клуба №1

«Готовим ребенка к школе»

1.Приветствие.

2.Тест для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе».

Цель – выявить мнение родителей на сколько их ребенок готов к школе.

Инструкция: ответьте на предложенные вопросы: «Да или «нет». Затем подсчитайте количество положительных ответов на вопросы.

1.Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?

2.Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что он там многое узнает и в ней будет интересно учиться?

3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут?

4.Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5.Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинкам не короче чем из пяти предложений?

6.Может ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7.Имеет ли изменять существительное по числам?

8.Умеет ли читать по слогам или целыми словами?

9.Умеет ли считать до 10 и обратно?

10.Может ли решать простые задачи на вычитание и сложение единицы?

11.Верно ли, что Ваш ребенок имеет «твердую» руку (уверенно держит ручку или карандаш)?

12.Любит ли рисовать или раскрашивать картинки?

13.Может ли пользоваться ножницами и клеем?

14.Может ли собрать разрезанную картинку из пяти частей за 1 минуту?

15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16.Может ли он обобщать понятия (овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда и т.д.)?

17.Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, играть?

18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

     Результаты:

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми.

10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий.

Меньше 9 баллов - почитайте специальную литературу по подготовке ребенка к школе, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, что он не умеет?

Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, готовы ли сами родители к тому, что ребенок идет «первый раз в первый класс».

3. Мини-лекция «Показатели психологической готовности к школе».

Цель – познакомить родителей с основными показателями психологической готовности к школе.

        К 6-7 годам старший дошкольник должен перейти к новому виду деятельности – к учебной. Возникает вопрос, сможет ли он это сделать.

    Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания. Итак, вот показатели такой психологической готовности:

1)готовность психических процессов, то есть определенный уровень их развития:

- умеет связно выражать мысли словами, мыслить логически;

- внимателен, имеет хорошую память;

- развиты все стороны речи, в том числе ее формы и функции;

- способен отделять существенные свойства предметов от несущественных;

- легко ориентируется в основных понятиях времени;

- может осуществлять простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал;

- способен рисовать, копировать мелкие детали, точно обводить контур.

2) Эмоционально-мотивационная готовность, то есть наличие познавательного мотива, потребности в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности; эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности:

- сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего занятия;

- наличие произвольности, волевого поведения;

- способен работать в среднем темпе со всей группой;

- контролирует движения своего тела (позу, положение рук и ног);

- контролирует свои эмоции;

- достаточно активен на занятиях, стремится проявить свои знания;

- проявляет заинтересованность в получении новых знаний на занятии.

3) Сформированность общения:

- активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнера;

- не провоцирует конфликты;

- может обратиться с просьбой к взрослому;

- уважительно относится к окружающим взрослым, умеет соблюдать необходимую дистанцию в общении с ними;

- прислушивается к требованиям и замечаниям взрослого, старается их выполнять;

- соблюдает принятые в группе правила поведения и общения.

     Сформированность общения является наиболее важным показателем и влияет на все остальные. Психологическая готовность ребенка к школе напрямую зависит от его умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками, от уровня развития навыков общения.

4.Анкета для родителей по определению типа темперамента ребенка дошкольного возраста.

Цель: выявить темперамент ребенка дошкольника.

        Вопросы анкеты:

1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

а). Легко включается в работу.

б). Активно действует.

в). Действует спокойно без лишних слов.

г). Действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует ребенок на замечания взрослого?

а). Говорит, что дальше так делать не будет, но через некоторое время делает то же самое.

б). Не выслушивает и поступает по-своему, бурно реагируя на замечания.

в). Выслушивает молча.

г). Молчит, обижен, переживает.

3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?

а). Быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других.

б). Быстро, со страстью, других не слушает.

в). Медленно, спокойно, но уверенно.

г). С большой неуверенностью.

4. Как ведет себя в непривычной обстановке?

а). Легко ориентируется, проявляет активность.

б). Активен, проявляет повышенную возбудимость.

в). Спокойно рассматривает окружающих.

г). Робок, растерян.

5. Какая речь у ребёнка?

а). Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами.

б). Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Не говорит, а тараторит, глотая слоги и слова.

в). Речь медленная, невыразительная, без жестов, мимики и выплеск эмоций.

г). Речь часто интонационно выразительна, но очень тихая и не уверенная. Не любит пользоваться крайними оценками, предпочитая выражения: «так себе», «по-разному».

6. Как спит и засыпает ребёнок?

а). Обычно засыпает быстро, спит хорошо и просыпается с улыбкой.

б). Засыпает долго и с трудом. Спит беспокойно под впечатление событий дня. Просыпается с разным настроением.

в). Засыпает сразу и спит спокойно, но после сна довольно долго ходит вялый, сонный, как будто не доспал.

г). Обычно долго укладывается спать, но быстро засыпает и просыпается с улыбкой.

7. Как ребёнок привыкал впервые к условиям детского сада?

а). Адоптировался легко и быстро.

б). Очень легко приспособился к новой обстановке детского сада и с трудом к его требованиям.

в). Боялся нового, не хотел перемен, адаптировался очень долго.

г). Пока не мог адоптироваться. Адоптировался с трудом.

         Посчитайте полученные ответы. Если больше ответов:

А – ребенок-сангвиник;

Б – ребенок-холерик;

В – ребенок-флегматик;

Г – ребенок-меланхолик.

5.Практическое упражнение: «Как тип темперамента ребенка влияет на его готовность к школе».

Цель – наметить пути помощи ребенку каждого типа темперамента в подготовке к школе.

       Необходимо заметить, что такое разделение по типам достаточно условно. В жизни редко встречаются люди, на 100% соответствующие определенному типу. Как правило, одни качества более выражены, другие менее. По тем, которые выражены ярче, и делают вывод о темпераменте.

      Учителя  говорят  о целом спектре признаков негативности  к  школе.   Это могут быть недостатки развития интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сфер маленького школьника.

     Зачастую родители стремятся заранее научить детей, писать, читать, решать примеры и задачи по математике. Логика рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретится в школе, он будет успешно учиться.

       Но умение ребенка читать и писать еще не гарантирует успешного обучения в школе. Так, например, ребенок неплохо читает, хорошо считает, имеет довольно широкий круг представлений об окружающем мире, не на уроке не может сосредоточиться, небрежно выполняет задание, а когда проходит новый, более сложный, материал, не может проявлять старание, чтобы его освоить.

        В этом случае родители упустили менее заметное, но наиболее важное в подготовке ребенка к школе – те качества, которые необходимо формировать у него в дошкольные годы, чтобы усвоение новых знаний и умений шло успешно. Будет ли расти дерево, если его корни слабы или повреждены? Можно ли построить здание, не заложив фундамента? Ответ очевиден. Так же нельзя назвать правильной подготовку к школе, если она связана с простым заимствованием и использованием в дошкольном возрасте форм и методов школьного обучения.

    Подготавливая ребенка к школе родители должны учитывать прежде всего его индивидуальные особенности.

       Дети-флегматики.   Известно,  что  такие  дети  медлительны  и  усидчивы,  у  них  низкий  темп деятельности. Они не могут быстро ответить на вопрос, переключиться с одного дела на другое.

        Зная  эти  особенности  своего  ребенка,  родители не должны торопить его, так как это нервирует малыша и может привести к еще большей скованности и потере инициативы. Задача взрослых при подготовке к школе – способствовать развитию их уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие выполнение задания в более быстром темпе.

          В этом помогут своевременно сформированные умения и навыки самостоятельной работы. Полезно использовать приемы опережающего воздействия, то есть заблаговременно напоминать ребенку о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении сроков завершения работы, о предстоящей деятельности и т.п. это поможет ему вовремя мобилизироваться и переключиться не новое дело. Родители должны часто хвалить ребенка, стимулируя его к более активным и целенаправленным действиям.

       Дети-холерики. Для таких детей характерны непоседливость, подвижность, потребность в шумных играх. Они часто приступают к выполнению работы, не дослушав объяснения до конца. Работают быстро, но небрежно, не замечают допущенных неточностей и ошибок. Находясь в атмосфере повышенного внимания взрослых, постоянного одергивания, сдерживания желаний, ребенок становится нервным, конфликтным, перестает реагировать на замечания и указания взрослого.

       Главное в подходе к этим детям – дать полезное направление детской энергии. Достигнуть этого можно, приобщая ребенка к интересным и полезным делам, играм, поручениям, в которых находит выход их природная активность. Можно попросить ребенка проверить, правильно ли выполняется та или иная работа, оценить ее. Необходимо помочь ребенку освоить связь между излишней торопливостью и низким результатом труда, поощрять старательность и терпение, организовывать спокойную деятельность для процессов торможения (конструирование, рисование, ручной труд), использовать приемы сдерживания активности («Подожди начинать, сначала подумай еще раз», «Не спеши дальше рисовать, подожди, когда подсохнет краска»).

        Полезным оказывается прием, который ставит ребенка в позицию обучающего: «Расскажи и покажи мне, как склеить домик», «Научи меня строить мост, у тебя это так хорошо получается!».

      Ребенок-холерик легко перевозбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. С ним необходимо говорить спокойно, но не требовательно, внушительно, без уговоров и упрашивания. Главное – не корить ребенка за чрезмерное возбуждение, а помочь преодолеть его. Важно показывать холерику красоту культурных поступков, внушать необходимость проявления сдержанности, внимания к другим людям.

     Дети-сангвиники. Ребенок этого типа темперамента отличается жизнерадостностью, активностью, любознательностью. Он работоспособный, энергичный, легко сходится с людьми, быстро привыкает к новой обстановке. Процесс адаптации к школьному режиму, коллективу, требования учителей протекает у таких детей довольно быстро и благополучно.

    Ребенок-сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет для него привлекательность, он стремится прекратить ее. Может не закончить начатое дело, сделать его небрежно, «забыть» поручение взрослого и предпочесть более интересное занятие.

          При подготовке  таких  детей к школе необходимо формировать у них умение доводить начатое дело до конца, не допускать появления привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как собранность, аккуратность, ответственность.

          К ребенку-сангвинику можно предъявлять  повышенные  требования,  а  небрежно  выполненную работу полезно предложить выполнить заново и самому оценить полученный результат. Родителям нужно попытаться углубить у него интерес к какому-нибудь занятию, показывать новые, привлекательные стороны каждого дела, направлять активность на усвоение более сложных умений и навыков. В таких детях важно поощрять настойчивость, старательность и целеустремленность.

     Дети-меланхолики. Такие дети заслуживают особого внимания. Они отличаются повышенной чувствительностью и обидчивостью, настороженностью по отношению к новым людям и событиям. Обычно дольше других адаптируются к школе, с трудом входят в новые условия.

          В обстановке жесткой требовательности, категоричности, строгости такие дети теряются, проявляют скованность, активность их затормаживается. Они быстро утомляются, трудности заставляют их опустить руки.

        Главная задача при подготовке таких детей к школе  –  вселить в них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это достигается с помощью положительной оценки их поведения, создания установок на проявление воли, настойчивости, выражения уверенности в их возможностях хорошо выполнить новое дело («Я знаю, у тебя должно получиться. В прошлый раз, помнишь, как хорошо получилось?).

          Ребенку целесообразно поручать такие дела, с которыми он безусловно справится, и результат увидят сверстники. Успех его окрыляет и пробуждает уверенность в своих силах при решении более сложных задач.

       Большое значение для таких детей имеют контакты с родителями, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогают ребенку стать более коммуникабельным, развивают способность у взаимодействию.

6.Проблемный вопрос: «Как я готовлю ребенка к школе».

Цели: осмысление родителями их особенности подготовки детей к школе.

Применение родителями полученных знаний.

7. Рефлексия.

    По результатам прошедшего анкетирования,  тестирования и предложенного  материала для ознакомления, осмыслите, по каким вопросам Вы нуждаетесь в консультации педагога-психолога.

        С целью развития психических процессов в домашних условиях можно использовать материалы на сайте учреждения образования, страница педагога-психолога, ссылка «Развиваемся дома».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.