"Развитие графомоторных навыков
у детей старшего дошкольного возраста»
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Графомоторные навыки включают в себя:</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1. Мелкая мускулатура пальцев</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">2. Зрительный анализ и синтез</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- Упражнения на определение правых и левых частей тела.</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- Задания с условиями по выбору нужных направлений.</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">3. Рисование</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- Занятия по штриховке по контуру, обводка.</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- Срисовывание геометрических фигур.</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:</font></font></font></font></font>
<font color="#000000"> <font face="Calibri, serif"><font size="2"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- дорисовывание незаконченных рисунков;</font></font></font></font></font>
<font color="#000000"> <font face="Calibri, serif"><font size="2"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);</font></font></font></font></font>
<font color="#000000"> <font face="Calibri, serif"><font size="2"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">4. Графическая символика</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов). </font></font></font></font></font>
<font color="#000000"> <font face="Calibri, serif"><font size="2"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Этапы формирования графомоторных навыков.</font></font></font></font></font>
<font color="#000000"> <font face="Calibri, serif"><font size="2"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">~ В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">~ В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">~ В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">~ Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка,формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:
- зрительного восприятия;</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- произвольной графической активности;</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- зрительно-моторной координации.</font></font></font></font></font>
<font face="Calibri, serif"><font size="2"><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – </font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">развитие графомоторных навыков</font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> и </font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">овладение графической символизацией</font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">. И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).</font></font></font></font></font>
<font color="#000000"> <font face="Calibri, serif"><font size="2"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.</font></font></font></font></font>
<font color="#000000"> </font>Источник: Консультация для педагогов: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста (infourok.ru)