С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, причем нарушение речи системного характера. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. При осложненных формах ОНР, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова.
Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым мы, учителя-дефектологи, сталкиваемся все чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.
Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Отдельные проявления мы можем наблюдать и у детей, без серьезных речевых нарушений. Часто это выражается при произнесении длинных, малознакомых слов и слов со стечением согласных. Но в 3 [3,5]—4 [4,5] года дошкольник способен правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов без стечения и со стечением согласных.
Зачастую возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер. В нашем представлении стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше четырехлетнего возраста является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, которое, в свою очередь, неизбежно свидетельствует об общем недоразвитии речи у такого ребенка. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.
Типы нарушений слоговой структуры слова
А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:
1. Нарушение количества слогов:
- Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
- Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
- Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
- Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
- Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
- Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.
Методика преодоления нарушений слоговой структуры слова проводится в два этапа:
- Подготовительный этап.
1) Игры, направленные на развитие слухового внимания: «Где позвонили»? «Узнай инструмент по звуку» «Сколько раз ударили в барабан?»
2) Игры, направленные на работу над ритмом (сначала над простым, затем над сложным): отстукивание мячом, отхлопывание в ладоши. Игра «Музыкант». Воспроизведение ритма при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка т.п.). Сравнение ритмов:! —!! ;!! —!! —!. Воспроизведение ритмов по образцу учителя-дефектолога. Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком. Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка:!! ! ,!! !!!. Воспроизведение долгих (-) и коротких (+) звуков с помощью рисунка ( — — ++; ++ — -; + — —).
3) Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
4) Игры, направленные на развитие слуховой памяти:
Предлагается послушать и запомнить слова. А затем в зависимости от выбранной игры назвать все слова; слово, которое появилось, пропало или изменилось.
5) Игры, направленные на развитие фонематического восприятия:
Игра: «Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук».
II. Основной (коррекционный) этап
1) Игры для развития слоговой структуры на уровне слогов:
Игра «Хлопки». Повторите слова с ребенком по слогам/частям, делая хлопки, шаги на каждый слог. Далее повторяйте слова полностью, тренируясь делать паузы между слогами.
Сначала предлагайте слова с простой слоговой структурой, например «коза, рука, дома, ваза… кот, дом, мак… корова, радуга…». Эти слова с открытыми слогами, где гласный всегда идет после согласного, а количество слогов нарастает от 1-го до 3-х. Можно подобрать картинки из детских книжек и проговаривать с ребенком, а чтобы было интереснее — поиграть в игру «чего не стало», когда выкладывается 4-7 картинок и после называния каждой одна из картинок убирается, а малыш угадывает, какой картинки не стало.
Можно самим изготовить простую и доступную игру, которая очень наглядно познакомит ребенка со слоговой структурой слова и научит его произносить слова, не упуская слогов. Вы просто разрезаете подходящие картинки на столько частей, сколько слогов содержит данное слово. Например, картинку, на которой изображена «со-ба-ка» вы разрезаете на 3 части. Затем просите ребенка сначала собрать картинку (что тренирует его в ориентировке в пространстве), а затем проговариваете слово по слогам, одновременно нажимая на каждую часть, из которой собрана картинка. То же должен сделать и малыш.
Слова постепенно усложняются: от простых слов типа «коза, руки, лопата, ворона» мы переходим к более сложным, таким как «кнут, пруд, банка, полка, банан, веник, карман, черепаха, Буратино, самолет, памятник, велосипед…».
Еще один хороший прием — отстукивать слова в ритм каждого слога. То есть, произнося слово «лиса», мы хлопаем два раза и показываем малышу, как самому «отхлопать» слово, можно стучать по столу, хлопать в ладоши — это очень помогает произнести слово правильно. Затем можно усложнить словесный материал, так же тренируясь в произнесении более сложных слов с 2-мя и даже 3-мя слогами, где встречаются рядом два согласных звука: «кошка, ручка, вилка, пальто, сушки…колбаса, полоска…черемуха, солдатик…».
А когда и эти слова будут доступны, можно уже отрабатывать самые сложные по слоговому наполнению слова, наподобие «сковорода, велосипед, регулировщик, полицейский» и т.п.
Следующий прием деления слов на слоги: ставим подбородок на кулачки (как бабушка в сказке на окошке), и проговариваем слово каждый раз как подбородок упирается в руки начинается новый слог, и количество слогов соответственно по такому же принципу.
Игра «Гусеница». Ребенок играет с кружочками и собирает из них гусеницу. Вместе с ребенком выкладывайте в ряд кружки, пропевая каждый слог. На каждый кружок по одному слогу.
Игра «Цветок»
Предложите ребенку вырастить цветок. Посчитайте сколько лепестков – столько и слогов.
Игра «Кто в каком вагоне поедет?» Раскладываем картинки с определенным количеством слогов в вагончик с окошками, обозначающими количество слогов.
Игра «Отгадай-ка». Взрослый произносит первый слог какого-либо слова, а кто догадался – второй, например: вед-, сет-, кух-.
2) Игры, направленные формирование слоговой структуры на уровне слова:
Игра «Один-много». Для закрепления сложных слов можно изменять слова по числам – (велосипед-велосипеды).
Игра «Расколдуй слово». Ребенку предлагается «расколдовать слова, превратить их из сложных в простые. (Самовар – варит сам). Затем, наоборот, превратить простые слова в сложные (сам варит – самовар и т.д.).
Игра «Попугай». Ребенок повторяет предложения с «похожими звуками» и сложными словами. ( «Водопроводчик чинит водопровод».).
3) Игры, направленные на формирование слоговой структуры слов на уровне предложения:
Игра «Путаница». Исправь ошибки в предложении. ( «На Карине катается велосипед»).
Игра «Мультяшки». Ребенок произносит предложения со сложными словами от имени разных сказочных героев, с различной интонацией (от имени лисы, медведя; весело, грустно, вопросительно).
Игра «Микрофон»
Попросите ребенка произнести предложения со сложными словами с различной громкостью (громко, тихо, шепотом).
Как показали исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.
Литература:
1.Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова «Формирование слоговой структуры слова»/ М.: ТЦ Сфера, 2007
2. Т.А. Ткаченко «Формирование навыков звукового анализа и синтеза»/М.: ГНОМ и Д, 2005
3. А.К. Маркова Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи, 1963г.
4.С.Е. Большакова Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей, 2007г.