Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация-практикум для родителей «Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях»

Дата: 27 февраля 2022 в 12:38

Уважаемые родители! 

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит на занятия к учителю-дефектологу, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете учителя-дефектолога (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации».  

Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные учителем-дефектологом звуки.  

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условнорефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.  

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.  

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.  

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:   автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);   автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);   автоматизация звука в предложениях;   автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;   автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;   автоматизация звука в разговорной речи.  

         В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.  

         Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.  

         Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Методы проведения занятий дома

Дети в возрасте до 5-6 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин. занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную учителем-дефектологом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы. 

            Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. 

Чтобы разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной

Приёмы автоматизации поставленных звуков в речь.

Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал. Попробуйте показать детям следующие упражнения, они веселые и не требуют никакого дополнительного оборудования.

«Колокольчик» – ребенок называет картинки с автоматизируемым звуком.  Если ребенок произносит слово неправильно – взрослый звенит в колокольчик.

«Поезд» – ребенок читает сам или произносит за взрослым слоги.

«Эхо» – ребенок повторяет за взрослым слова, слоги или предложения громко, или тихо.

«Волшебная веревочка» – ребенок наматывает веревочку на пальчик и одновременно без остановки произносит слоги и слова.

«Кнопочки» – проговаривая слоги или слова с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на нарисованные кнопочки, нарисованные на листе бумаги, сколько нарисовано кнопочек, столько раз нужно повторить.

«Шарик» – произнося слоги или слова, ребенок перекладывает из одной руки в другую теннисный мячик.

«Веселый мяч» – произносить слоги и слова под ритм, отбивая мяч об пол, или бросать его друг другу.

«Лабиринт» – проводя пальчиком по лабиринту, ребенок произносит предложения, чистоговорки, скороговорки.

«Узоры» – ребенок выкладывает или рисует разные фигурки слог или слово. Каждая фигурка обозначает слог или слово.

«Часы» – ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.

«Пирамидка» – нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слоговые ряды или слова.

«Бусы» – нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог, слово или предложение. Каждая бусина обозначает отдельный слог или слово.

«Палочки или счеты» – ребенок проговаривает заданный слог или слово столько раз сколько отложено палочек или косточек на счетах.

«Улиточка» - ребенок проговаривает слоги, слова, предложения проводя пальчиком по домику улитки.

Игры для автоматизации звуков через различные упражнения на развитие моторики рук:

 «Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог, слово. Можно выбрать знакомую мелодию, например: «Маленькой елочке холодно зимой» «Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1- 4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог.

Для упражнений «Колечки», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.

Эти приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание.

Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя – дефектолога!

Интернет-источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/03/22/avtomatizatsiya-postavlennyh-zvukov-doma

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.