Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

«Леворукий ребенок»

Дата: 12 марта 2022 в 19:27, Обновлено 12 марта 2022 в 22:24
«Леворукий ребенок»
     Особого внимания воспитателя и учителя, безусловно, заслуживают леворукие дети. Многие из них имеют весь «набор» трудностей обучения. Леворукому ребенку не так -то просто в праворуком мире. «Возьми ложку в правою руку», «Почему опять держишь карандаш в левой руке?»- с раннего детства слышит ребенок. А в правой почему-то не очень удобно, несмотря на то что взрослые требуют, несмотря на то что у других детей все наоборот им неудобно работать левой. Основные трудности у леворукого ребенка начинаются, как правило, в школе. Самая главная проблема, которую вы должны решить — это определить, действительно ли малыш левша. Но почему именно правая рука стала главной? Ссылаются на то, что левое полушарие головного мозга, которое отвечает за ложку, у человека лучше развито. Но может быть, это как раз и вызвано праворукостью? Ведь у левшей дело обстоит иначе. У них более развито правое полушарие, которое дает мышлению образность и приходит на помощь левому полушарию в неожиданно трудных ситуациях. В основе как леворукости, так и праворукости, лежат особенности функционирования головного мозга — так называемая функциональная ассиметрия (в системе двигательного анализатора). С ассиметрией мозга и связано выделение ведущей руки, уха, глаза и других проявлений такой односторонности. Формируясь еще во внутриутробном периоде развития, леворукость в последующем закрепляется в ходе возрастных изменений ребенка. При этом определенную роль играют и факторы среды. Педагогам и родителям необходимо определить ведущую руку ребенку. Если педагог специально не конкретизируется, то будет считать переученного левшу праворуким, пока не начнутся трудности в обучении. Кроме того, есть дети, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой. Было бы ошибкой из-за стремления переучить такого ребенка, заставлять его писать левой рукой (все-таки он будет жить в праворуком мире). Специальное изучение видов предпочтения рук показало, что есть дети-левши по графическим навыкам и правши по бытовым и наоборот. Правда, такие случаи редки, но они существуют. Как правило, в 90% случаев, «графические левши» оказываются и бытовыми левшами. Есть дети амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Таким образом, выделяют возможные варианты: Дети — ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры. Как правило, родители переучивали их с раннего возраста, поощряя при рисовании работу правой руки. У таких малышей процесс обучения письму идет легче, если они будут писать левой рукой. Дети — ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение ее моторных функций. Но причиной может быть и «переучивание» в дошкольном возрасте. При травме и нарушении моторных функций левой руки целесообразно учить писать правой рукой, а при «переучивании» — левой. До недавнего прошлого переучивание леворуких детей на праворукий лад было вполне узаконенным — и в семьях, и в детском саду, и в школе. Такая практика даже у многих врачей не вызывала сомнений. Между тем насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы работы головного мозга, как правило, ведут к нежелательным последствиям. Теперь это можно утверждать со всей определенностью. В процессе насильственного переучивания многие родители отмечали перемены в состоянии ребенка: он вдруг становится раздражительным, вспыльчивым, капризным, плохо спал, ел, особенно по утрам. Эти неприятности возникали у всех ребят вскоре после того, как их начали активно переучивать. Затем присоединялись жалобы на головные боли, усталость в правой руке. У многих детей развились невропатичские реакции — в виде нервных тиков, недержания мочи, заикания и так далее. Кстати, как свидетельствует врачебная статистика, каждый третий ребенок с заиканием — это левша, насильственно переученный на праворукий лад. Такие дети отстают обычно от праворуких в выполнении письменных заданий, хуже читают. Как следствие — на занятия в школу ходят без энтузиазма. Следует всячески поощрять использование леворукими детьми ведущей руки при овладении письмом, рисованием и так далее. Обязательно следует выделить таким детям место за партой или за столом с левой стороны. Организуя место для рисования или чтения, нужно сделать так, чтобы свет из окна или настольной лампы падал с правой стороны. При письме не рекомендуется требовать, чтобы леворукие дети писали с таким же наклонам, как праворукие. Лучше, если тетрадь будет наклонена вправо, а левое плечо чуть выдвинуто вперед, в отличие от праворуких, у которых выдвинуто вперед правое плечо. Более целесообразно, если при правостороннем наклоне леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. Положение тетради он должен выбрать сам. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма. У таких детей чаще, чем у праворуких, отмечаются зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, оптические ошибки, медленная скорость и хуже связность письма. Особое внимание следует обратить на леворуких детей, которые держат при письме ручку над строчкой, при этом рука находится в инвертированном положении и согнута в виде крючка. По мнению некоторых ученных, такое положение ручки при письме дает информацию о том, какое полушарие контролирует речевые функции у ребенка. Считается, что инвертированное положение ручки свидетельствует о том, что речевые функции ребенка контролируются левым полушарием (так же как и у праворуких детей). Но существует другая точка зрения: инвертированное положение ручки не отражает особенности деятельности отражением несоответствия методики возможностям ребенка. Так как требования безотрывности при письме соблюдается, очень часто наблюдается инвертированное положение ручки и у леворуких, и у праворуких детей. Такое положение ручки необходимо исправлять: оно вызывает очень сильное мышечное напряжение у праворукого ребенка, но следует настаивать на исправлении положения ручки у леворукого. Существует две манеры леворукого письма. Первая — когда рука находится в положении, аналогичному тому, как пишут правой рукой. Лист бумаги располагается вдоль левой руки с наклоном вправо, при этом рука пишущего находится под строкой. Во втором случае лист бумаги по отношению к груди пишущего наклонен влево, а рука и ручка находится над строчкой. При обучении письму нужно предложить школьнику избрать ту манеру письма, которая для него более удобна и позволяет не отставать в скорости письма от сверстников. Нередко в самом начале обучения леворукие дети путают правую и левую стороны листа и пытаются начать строку справа. В таких случаях следует маркировать цветным карандашом левую сторону листа.

Источник: http://logoportal.ru/levorukie-deti.html
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.