Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. От того правильно ли дышит ребенок, или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они и не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через «входные ворота» -нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становиться таким, какой нужен организму. Почему вредно дышать через рот?
Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода.
Во-вторых, изменяется голос, произношение, речь в целом. Ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может возникнуть кариес. И это еще не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные вещества. Поэтому дети, которые неправильно дышат, раздражительны, плаксивы и вялы. Поэтому очень важно научить детей правильному речевому дыханию.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,
создает условия для поддерживания громкости речи, четкого соблюдения пауз,
сохранения плавности речи и интанационной выразительности. Поэтому
необходимо уделять большое внимание формированию речевого дыхания у
детей-как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и
всей речи в целом. Правильное дыхание в целом улучшает функциональную
деятельность всех органов и систем организма. Люди которые плохо дышат,
говорят, кричат и поют не потому, что болеют, а потому, что не умеют
правильно дышать. Научиться правильному дыханию можно с помощью
дыхательной гимнастики.
Правильное дыхание, как уже говорилось, очень важно для развития речи,
так как дыхательная система-это энергитическая база для речевой системы.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие
голоса.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Упражнения дыхательной гимнастики можно проводить с детьми в любое
время, в любые режимные моменты: на прогулке, во время утренней гимнастике, можно использовать упражнения-как физминутки.
Параметры правильного выдоха
1. Выдоху предшествует сильный вдох через нос –«крылья носа смыкаются»;
2. Выдох происходит плавно, а не толчками;
3. Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха через нос;
4. Губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать
щеки; выдыхать следует, пока не закончится воздух.
Продолжительность игровых упражнений
- 5 минут в проветриваемом помещении;
- упражнение повторяется 3 – 5 раз;
- дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась
голова;
- При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение.
Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и
обязательно чередовать с другими упражнениями.
Техника выполнения упражнений:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
Игры, направленные на формирование речевого дыхания.
«Задуй свечу»
Необходимо сделать глубокий, шумный короткий вдох носом. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонилось, но не гасло.
По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким, но длинным выдохом.
«Сдуй снежинку»
Для этого необходимо улыбнуться положить широкий передний край языка на нижнюю губу, на кончик языка положить кусочек ватки и длительно дуть целенаправленной воздушной струей по центру на кончик языка, должен слышиться звук «Ф»,но не «Х»!
«Лети, бабочка»
Бабочка сидит на цветке инее может взлететь, потому что промочила крылышки под дождем. Предложите ребенку подуть на бабочку, чтобы ее крылышки высохли, и она смогла улететь.
Дидактические игры: «Пчелка собирает нектар», «Листопад», «Полет стрекозы», «Разноцветный листопад», «Игривая кошечка», «Танец осенних листьев», «Сдуй капельки росы с мухомора или одуванчика» вызывают интерес у детей, где играя, дошкольники развивают речевое дыхание.
«Рыбка пускает пузыри» .
Простая и веселая забава. Готовится за 2 минуты. Играть можно бесконечно - рыбка пускает пузыри.
На пластиковом стакане рисуем рыбку. Сбоку делаем отверстие и вставляем трубочку. Наливаем раствор для пузырей и все. Можно веселиться. У Дарины не очень получается дуть пока. Видя трубочку она так и норовит втянуть жидкость в рот. Поэтому кто решится повторить данную забаву следите за детьми, чтобы они не выпили содержимое стакана.
«Делаем вьюгу».
Расскажите детям как весело устроить вьюгу в бутылке или буря стакане в водой. Предложите с силой подуть через трубочку, опущенную в
Бутылку или стакан, наполненный водой! Выдох должен быть ровный и длинный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
«Плыви, кораблик»
Наполните таз или бассейн водой и научите детей дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Или организовать путешествие кораблика за сокровищем, или в гости к сказочному герою, прикрепив на края тазика соответствующие картинки.
«Мыльные пузыри»
Чей пузырь будет лететь дольше. Вдох носом пауза и длинный плавный выдох через рот.
«Попади в пчелиный улей», «Прогони тучку», « Фокус», «Загони мяч в ворота», сюжетные игры: «Полет бабочек и шмелей», «Размети дорожку для ежа», «Чья птичка дальше улетит?», «Снеговики играют в снежки», «Дед Мороз собирает снежинки» - эти и другие упражнения помогут удлинить выдох через рот с одновременным произношением гласных звуков, а затем согласных звуков.
Литература:
1.Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Г.Шишкова. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. «Книголюб»,2004.
2.Т.А.Суборова. Дыхательные упражнения в игровой форме.// Логопед.2010.№2.
3.С.И.Печинина. Играя, лечим! // Логопед. 2007.№4.
4.Л.Н.Стяпина, Е.А.Рогова. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей.// Логопед.2009г.