Особую тревогу педагогической общественности вызывает рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Причины, обуславливающее ТНР, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (приемущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой стороны – это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.
Исправление речевых и сопутствующих им нарушений является основной целью работы педагогов в группе для детей с ТНР. Основным контингентом таких групп являются дети: с общим недоразвитием речи (ОНР; ринолалия, осложненная ОНР; дизартрия, осложненная ОНР; алалия), с заиканием.
В группе для детей с ТНР нашего дошкольного учреждения работают разные специалисты: учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели. Каждому специалисту, работающему с данной категорией детей, важно помнить: неполная коррекция недоразвития речи в дошкольном возрасту неизбежно повлечет за собой стойкие нарушения письма и чтения, что создает трудности при обучении детей в школе.
У детей с ОНР недостаточный уровень сформированности грамматического строя речи. Они затрудняются в словообразовании, допускают ошибки в употреблении предлогов, ошибки в падежных окончаниях, нарушение порядка слов в предложении. Речь детей характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны речи.
Единственный путь получения положительной динамики – это тесное взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Воспитатель группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи помимо общеобразовательных решает и ряд коррекционных задач.
Коррекционные задачи стоящие перед воспитателем:
- постоянное совершенствование артикуляционного аппарата и тонкой моторики;
- закрепление произношения поставленных учителем-дефектологом звуков;
- целенаправленная активизация отработанной лексики;
- упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.
- формирование связной речи.
Основные направления коррекционной работы воспитателя:
1.Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) будет выполняться в течении дня 3-5 раз.
2. Пальчиковая гимнастика будет проводиться в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.
3. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию учителя- дефектолога, закрепляющие звукопроизношение. Работа будет проводиться воспитателем по тетради преемственности учителя-дефектолога и воспитателей.
4. Фронтальные занятия по программе, реализуемой в дошкольном учреждении (и в соответствии с календарным планом работы учителя-дефектолога).
5. Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Работа с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, кроме высокого профессионализма, требует от воспитателя огромной ответственности, добросовестности, эмоциональных, душевных и физических затрат, терпения, творчества, преданности своему делу. Кроме того, требуются и специальные знания в области логопедии, дошкольной психологии, физиологии, лингвистики.
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы по формированию лексико-грамматических категорий предполагает взаимосвязь и преемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателя. Эти специалисты выступают в качестве социальных партнеров.
Работа с детьми с ТНР дошкольного возраста заставляет задуматься над путями совершенствования содержания и методов обучения для повышения эффективности подготовки детей к обучению в школе.
Доступная и привлекательная игровая ситуация, а также разнообразия методов выполнения одного и того же упражнения, сделают процесс обучения полноценным, при этом он будет окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка дошкольника.
Эффективная коррекция речевого дефекта возможно лишь в условиях многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению. Прогноз развития таких детей во многом определяется эффективностью взаимодействия педагогов и родителей. Лучше всех помочь ребёнку с тяжёлыми нарушениями речи могут именно родители, поскольку они знают своего ребёнка лучше, чем кто-либо. Наблюдения за ребёнком в быту могут, в свою очередь, стать ценной информацией для специалистов.
Сотрудничество с родителями начинается с первого дня поступления ребёнка в группу. С индивидуальной беседы с родителями, заполнением речевой карты, включающей ряд вопросов о ребёнке, о его характере и развитии речи, уже на этом этапе (и во время следующих встреч). Надо убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима, что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Во время беседы будем рекомендовать родителям завести «тетрадь для закрепления пройденного материала», чтобы работа по обучению детей стала совместной: учитель-дефектолог обучает ребёнка на занятиях, воспитатель закрепляет в индивидуальной работе, а родители закрепляют пройденный материал дома.
Объяснять родителям, что все задания, рисунки, схемы в тетради следует выполнять вместе с ребёнком. Просматривать тетради нужно как можно чаще, не только выполнять последнее задание, но и повторять предыдущее.
Все дети очень любят свои тетради. Они с гордостью показывают их другим детям, педагогам, рассказывают, что там нарисовано. Даже у ребёнка, который мало интересуется окружающим и поначалу не проявляет интереса к занятиям, эта тетрадь вызывает желание показать, а главное — рассказать.
Педагоги группы для детей с ТНР могут использовать такие формы общения педагогов и родителей, как лектории "Мастерская слова", родительские собрания, консультации. Вот примерная тематика родительских встреч: «Развитие речи дошкольника", "Воспитание правильного произношения», «Первые шаги ребенка в школе. Как помочь ребенку научиться читать», «Речь взрослого как средство развития речи детей» и др.
На родительском собрании педагоги дают информацию о системе коррекционных занятий с детьми, о днях консультаций для родителей, индивидуальные консультации, ряд общих рекомендаций, советов.
Популярной формой работы с родителями является папка-передвижка, в которой даны рекомендации и советы о том, чем, как, а главное, зачем нужно заниматься с ребенком данного возраста.
Только благодаря тесному сотрудничеству можно добиться самого главного — хороших результатов в развитии детей.