Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

«Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»

Дата: 30 января 2022 в 22:23

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на организованных занятиях.

          Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная.

         Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.

                Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. 

         «Диалогическая речь — это взаимное (чаще всего двустороннее) общение, при котором активность и пассивность переходят от одних участников коммуникации к другим, главное же — высказывания стимулируются предшествующими, выступая в качестве реакций на них.

       Диалогическая речь, как и сам диалог, сопровождается мимикой, жестами, тоном голоса. Во время общения собеседники понимают о чём идёт речь.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

Собственно речевые умения.

Умения речевого этикета.

Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.

Развитию диалогической речи детей дошкольного возраста уделяется достаточно большое внимание, которое характеризуется наличием достаточно разнообразного и интересного методического материала. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений; и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребёнка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками как сферы детской коммуникационной самодеятельности.

Для привлечения ребенка к диалогу можно использовать следующие приемы:

Дидактические игры,  демонстрацию игрушек, картинок; настольно-печатные игры, игры с предметами, элементарные вопросы, вызываемые обстоятельствами; сюжетно-дидактические игры; индивидуальные и коллективные разговоры, беседы; образцы ответов и вопросов; словесные игры и игры инсценировки, составление резных картинок кубиков.          

Монологическая речь – это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д.

Для обучения рассказыванию у детей дошкольного возраста широко используются серии картинок и сюжетные картинки. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам. Рассказывание по сериям картинок и по картине применяются разнообразные приемы: вопросы, беседа, образец рассказа, частичный образец, разбор образца рассказа, план рассказа, воспроизведение плана детьми, коллективный разбор плана, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, окончание рассказа, начатого воспитателем, и т.п.

Для пересказа текста знакомой сказки или короткого рассказа используют отраженный пересказ и пересказ по вопросам.

Сейчас широко используется такой вид работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста как мнемотехника. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. В настоящее время  всё чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как:

маленький словарный запас

неумение согласовывать слова в предложении

нарушение звукопроизношения

плохое развитие связной речи

Поэтому перед нами встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

   Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

      Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

 Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать: 

 зрительную и слуховую память

 зрительное и слуховое внимание

 воображение

 развивает все стороны речи

Использование мнемотаблиц в среднем возрасте и старше помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

         Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.  

         Мнемотаблицы бывают двух видов:

обучающие - содержат познавательный материал.

развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

          Работа по развитию связной речи трудоемка, большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать своей речью. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, быть выразительной, грамотной, богатой и учитывать возраст детей.

Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/12/23/konsultatsiya-vidy-raboty-vospitatelya-po-razvitiyu-i

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.